Методика глена домана

Откуда взялись карточки Домана

Автор этой методики – врач из Америки, Глен Доман. Его специализация – нейрофизиолог. Он много работал с детьми, у которых было повреждение головного мозга. Для скорейшего их выздоровления, Доктор разработал уникальную методику с использованием карточек. Врач видел, что если с детьми заниматься постоянно, они очень быстро восстанавливаются. Доману приходилось не раз видеть успехи своих пациентов. А средства, которые он использовал, так и стали называться в честь создателя — карточками Домана.

Свою методику использования карточек Доман предложил здоровым детям, но самого маленького возраста. Головной мозг детей до 1 года очень быстро растет. Но для того, чтобы впоследствии у малыша был высокий интеллект, нужны нейронные связи. Чем больше связей между мозговыми клеточками будет, тем выше будет потенциал ребенка. Использование карточек Домана – один из методов развития нейронных связей. Замечено, что те дети, с которыми мамы занимались по этой методике до 1 года, или даже до 2 лет – когда вырастали, становились намного умнее, интеллектуальнее, чем их сверстники.

Маленькое обстоятельство, которое надо учесть

Один  недостаток у данной методике все же есть. То есть, это скорее неудобство. Чтобы получить максимальный эффект от занятий с карточками, нужно заниматься часто и много. Обычно у мамы кроме карточек Домана существуют другие, банальные обязанности: помыть, сварить, постирать. Самой отдохнуть тоже надо. Но на развитие детей время находить все равно необходимо. Ведь мама не хочет, чтобы ее кроха рос, как трава в огороде. Мы хотим, чтобы наши дети были умненькими, значит этим нужно заниматься. К тому же, домашними хлопотами лучше делиться, чтобы высвобождать время на родное дитя.

Как заниматься

По методу Домана, карточки с нарисованным (сфотографированным) предметом, на белом фоне, нужно показывать детям на несколько секунд. Одновременно надо громко проговаривать слово, которое этот предмет обозначает. Карточка Домана подписывается большими, отчетливыми буквами, яркого (лучше красного) цвета.

Следующую карточку с картинкой и подписью показываем сразу же после первой, так же громко проговаривая. Так продолжаем несколько раз подряд, чтобы слова были из одной темы. Затем делаем перерыв часа примерно на 2 или 3. Потом все начинаем сначала, только карточки показываем на другую тему. Их можно повесить на стены в разных комнатах. Одни и те же карточки нужно показывать не чаще 1 раза за неделю.

Мамочки находят разные способы эффективно пользоваться карточками Домана — показывают их детками руками, разбрасывают по полу, а малыш идет мимо них — как позволяет фантазия. Карточки Домана можно купить в наборе с программой развития интеллекта у детей — смотри рекламу справа!

Так же полезно перед сном иногда включать для детей классическую музыку. О ее влиянии я писала в другой статье.

Как удобнее

Понятно, что регулярные занятия требуют от мамы большого терпения. Да и карточек надо много, чтобы показывать все время разные. Конечно, можно их скачать из интернета за небольшую плату. Можно сделать карточки Домана самой, так сказать, в домашних условиях. Оба этих варианта требуют много времени и больших энергозатрат. Мы с дочерью предпочитаем пару раз на неделе смотреть развивающие карточки Домана видео онлайн бесплатно, что вам тоже с удовольствием предлагаю в следующей статье!

А вы показывали карточки Домана своим детям? Оставьте нам свой отзыв.

Стоит ли заниматься по методике Домана?

Сама я очень долго скептически относилась к обучению по Доману. Была убеждена, что для ребенка тяжело и противоестественно десятки раз в день просматривать карточки, вместо того, чтобы познавать реальный мир. Именно такой аргумент выдвигают противники методики — «Лучше водите малыша по комнате и показывайте ему предметы в реальной жизни, чем картинки».

Пытаясь понять, что же все-таки будет лучше для моей дочери, я знакомилась с разными методиками раннего развития, читала отзывы родителей о них, в том числе ближе познакомилась с системой Домана. Отзывы об этом методе поразили меня. Я узнала, что занятия по методу Глена Домана настолько способствуют активизации и развитию мозга, что поднимают на ноги детей, которые раньше не могли ходить по причинам, связанным с повреждениями мозга. Да и здоровым детям занятия также дают огромный толчок в развитии.

Глен Доман доказал, что мозг растет и развивается только в том случае, если он работает. И чем больше мы будем с самого рождения заниматься развитием малыша, тем активнее будет идти формирование мозга, тем более совершенными и зрелыми будут его клетки, тем выше будет его интеллект. Учеными установлено, что до трех лет формируется 70-80% клеток нашего мозга, поэтому очевидно, что качество мозговой активности в первые три года не может не сказаться на дальнейшей жизни. Если заниматься развитием в этом возрасте, то в дальнейшем обучение будет проходить гораздо легче, будет хорошая «стартовая площадка», ребенок будет гораздо более восприимчив к знаниям.

Однако методика Домана в чистом виде многим может показаться достаточно «суровой» — бесконечный поток самой разной и порой ненужной информации. Я сама так думаю, если честно:) Поэтому считаю, что обучение по методике должно быть «разумным»: не нужно превращать занятия только лишь в механический показ карточек и сконцентрироваться нужно не на развитии фотографической памяти (показывая ребенку все поряд), а на развитии мышления ребенка. Как это делать, читайте чуть ниже.

Среди доводов против обучения по методу Глена Домана можно встретить такие: «пичкание» малыша информацией слишком перегрузит его, будет мешать развиваться естественно, каким-либо образом повлияет на психику; занятия лишат ребенка эмоциональности, будут препятствовать нормальному человеческому общению и так далее. Все эти высказывания можно признать верными только лишь в случае, если вы будете слишком фанатично подходить к обучению по Доману, с утра до ночи показывая ребенку картинки, и игнорируя какие-либо другие методы развития. На самом же деле обучение по методике занимает не так много времени и совсем не исключает других игр и нормального человеческого общения, а самое главное — его всегда можно адаптировать под ваши желания — число показов в день сократить, а темы, освещаемые в карточках, брать только те, которые вы считаете интересными и полезными для малыша.

Карточки Домана

Давайте вместе представим, что взрослый оказался на месте ребенка и ему на протяжении нескольких месяцев показывают карточки. На них изображены образы из несуществующего мира (ведь ребенок не знает, что все эти образы существуют в реальности и у них есть функции) и называют названия на вымышленном языке (у ребенка нет никакой связи в голове между реальными объектами и их названиями, что такое речь и ее предназначение). Какого результата мы добьемся? Сможет ли взрослый понять, что изображено на карточках и что этот объект делает, живой ли он, опасен он или съедобен? Даже взрослый человек, который в тысячи раз умнее и способнее младенца, вряд ли что-то поймет. Он лишь запомнит изображение картинки и вызубрит относящийся к ней звук. Но встретив данный объект в жизни, он не будет знать, что это за объект. А если мы в жизни не знаем ничего о предмете с картинки, его назначения и свойства, то какой смысл знания как он выглядит? В этом нет никакого смысла. Такое знание фейк – подделка, выдаваемая за правду.

Автор методики придерживается другой позиции. Карточки с цветовыми кружками (здоровых детей ими предлагается обучать математике), были созданы для лечения умственно отсталых детей и детей с серьезными повреждениями мозга

Карточками стимулировали реакцию ребенка, таким образом привлекали его внимание. Карточки выступали в роли раздражителей, которые стимулировали оставшиеся здоровые клетки мозга у больных детей, и в ряде случаев наблюдалась некая коррекция мозговых функций

Если учесть, что часто больные дети с рождения просто лежат без какого-либо внимания взрослых и их развитие останавливается (эффект госпитализма), то подобный положительный эффект не мог не дать результата. Ведь даже простое показывание карточек и речевое общение с больным ребенком, т.е. хоть какое человеческое взаимодействие, это куда лучше для развития мозга, чем сутками лежать в тишине и смотреть в потолок, отсюда и эффект карточек для больных детей.

После опытов в больницах, Доман решил применить данный метод на здоровых детях. Но это было не просто. Доман столкнулся с типичной реакцией здорового ребенка — он отворачивается и прекращает то, что ему неинтересно. Дети готовы были пару раз поиграть в эту игру, но после она переставала им нравиться.

Отрицательные моменты

Казалось бы, все в методике Домана изложено понятно, доступно, четко и логично. Однако, как и в любой другой методике, у нее есть свои отрицательные моменты.

Ребенку мало только знать факты, он должен уметь применять их в жизни, пользоваться ими. Иначе вся информация, которую он получает, будет просто хламом в его голове.

Большая нагрузка на мозг малыша может привести к негативным последствиям в виде психических расстройств, перепадов настроения, отсутствия аппетита, проблем в общении, повышенной тревожности, ранимости, чувствительности.

Необходимо, чтобы обучение соответствовало возрасту ребенка. Если малыш видит собаку, то он соотнесет ее образ со словом «собака», а по Доману это слово у него будет вызывать ассоциацию с карточкой. К примеру, увидев жирафа или слона в действительности, кроха может их просто не узнать.

Пассивность ребенка, отсутствие творческих и созидательных моментов в обучении. Ребенок не учится самостоятельно находить информацию, любознательность притупляется.

Малышу практически не остается времени для общения с друзьями, игры

Не уделяется внимание эстетическому, эмоциональному, нравственному развитию. Родители очень много времени проводят в подготовке к занятиям: делают карточки, рассортировывают, подбирают подходящие и т.д.

Задействуются не все органы чувств

Нет тактильного развития, не используется обоняние и вкусовые рецепторы.

Механическое запоминание слов при обучении чтению. Если ребенку в тексте встретятся незнакомые слова, он не сможет его прочитать и понять смысл прочитанного.

Согласно методике, необходимо сопровождать читаемый текст показом картинок. Ребенку в дальнейшем будет тяжело научиться читать тексты без иллюстраций, он с трудом будет понимать прочитанное. Все это может привести к отсутствию у малыша желания заниматься тем, что ему неинтересно или плохо получается.

Отсутствие активной игровой деятельности, в которой ребенку проще всего усвоить новую информацию.

Как сделать карточки Домана своими руками

В магазине можно купить карточки Домана для самых маленьких на любую тему, однако проще изготавливать их собственноручно, так как количество изображений огромно.

Проще всего найти нужные картинки в интернете, распечатав их на качественной и плотной бумаге. Карточки обязательно должны быть цветными. Допустимо вырезать изображения предметов из журналов или газет. Чтобы пособие прослужило дольше, его ламинируют.

Важно подписать карточку с обратной стороны, поскольку смотреть родителю на картинки во время демонстрации нельзя – это отвлекает ребенка. Категории выбираются любые: от цветов, домашних животных, овощей и фруктов до музыкальных инструментов, частей тела и даже известных писателей

Для малышей изготавливается по 10 карточек на каждую категорию, но со временем количество увеличивается, а предметы усложняются. К примеру, можно знакомить ребенка с породами кошек и собак с помощью карточек.

Кстати, giftedbaby.net собрали и выложили для скачивания картинки. Выбирайте необходимое и распечатывайте на принтере:

  • животные
  • инструмент
  • дом
  • игрушки
  • улица
  • тело
  • буквы
  • еда
  • числа 1-10
  • числа 11-20
  • числа 30-100
  • фрукты
  • деревья
  • животные-малыши
  • кухня
  • насекомые
  • музыка
  • овощи
  • одежда
  • праздник
  • природа
  • птицы
  • сладости
  • творчество
  • техника
  • транспорт
  • формы
  • цвета

Хотя мнения специалистов относительно карточек Домана для самых маленьких неоднозначны, большинство все же положительно отзывается об этой системе обучения. Да и родители, которые ответственно относились к занятиям, сообщают, что их дети значительно опережают сверстников в развитии. Со своей стороны, мы уверены, что карточки Домана для самых маленьких ребятишек при систематическом применении способствуют развитию логики, внимания и памяти – это важные составляющие психологического становления личности.

Физическое развитие

Именно физическому развитию Глен Доман уделяет большое внимание в своей системе. Он уверен, что оно напрямую взаимосвязано с развитием интеллекта ребенка

Именно поэтому нужно уделять внимание хорошему физическому развитию с рождения.

Потребности ребенка в плавании, хождении, ползании, хватании даны ему от природы. Необходимо с момента появления крохи на свет одобрять их развитие, предоставлять ребенку полную свободу движений. Помогая малышу быть активным с рождения, родители помогают ему развиваться интеллектуально намного быстрее, чем его ровесники.

В этом может помочь специальный трек для ползания. Необходимо, чтобы кроха располагался между его бортиками, практически касаясь их предплечьями и бедрами. Трек располагают под небольшим уклоном. Лучше всего, чтобы его поверхности были гладкими, не требуется никаких одеял или матрасов. Одевать кроху, ползающего там, нужно по минимуму.

В течение дня малыш должен проводить в нем не менее 3-4 часов. По такому треку ребенок сможет проползать довольно большое расстояние, а к 4 месяцам, при условии правильной организации, уже начнет активно ползать. Благодаря этому будет идти активное интеллектуальное развитие ребенка, его головного мозга и возможностей к восприятию нового.

Учите малыша преодолевать препятствия с помощью разнообразных валиков и лесенок. Вертите и крутите его как можно чаще, этим вы поспособствуете развитию чувства равновесия. Помогайте и поощряйте ребенка в его попытках ходить, бегать, плавать.

Для новорожденных Глен Доман создал свою программу равновесия – динамическую гимнастику, которой с успехом вы можете воспользоваться в домашних условиях.

Как проводить занятия с ребенком

Кроха должен себя хорошо чувствовать и эмоционально быть готов к уроку. Его ничто не должно беспокоить или отвлекать.

В первые месяцы конечно ребенок просто наблюдает за вами, как вы показываете ему карточки, но по мере своего взросления будет принимать непосредственное участие в уроках.

Такие уроки следует проводить с малышом ежедневно и показывать карточки очень быстро, так как малыши еще не могут по долгу фокусировать свое внимание. Одну карточку мама держит перед лицом ребенка на расстоянии 50-60 см и на уровне его глаз 1-2 секунды каждую карточку

Следите за ребенком, если он успел сфокусировать свое внимание на карточке, сразу меняйте на другую. Кому-то требуется 1, кому-то 2 секунды. Если вы будете держать карточку дольше, то ребенок быстро потеряет интерес к занятию и отвлечется на что-нибудь другое

Одну карточку мама держит перед лицом ребенка на расстоянии 50-60 см и на уровне его глаз 1-2 секунды каждую карточку

Следите за ребенком, если он успел сфокусировать свое внимание на карточке, сразу меняйте на другую. Кому-то требуется 1, кому-то 2 секунды

Если вы будете держать карточку дольше, то ребенок быстро потеряет интерес к занятию и отвлечется на что-нибудь другое.

Каждый день по три занятия. Каждое занятие: показываем по 5 карточек из разных категорий. Если вы видите, что ваш малыш увлечен и вполне может еще просмотреть дополнительно карточки, не отказывайте ему в этом: добавьте 1-2. Или наоборот вы видите, что для малыша слишком много информации, тогда уберите 1 или несколько карточек. Обязательно следите и наблюдайте за реакцией ребенка.

Утром, в обед и вечером карточки должны быть разные. Нельзя пропускать ни дни, ни количество занятий. В этой методике важна регулярность. Затем, по мере того, как малыш выучил те или иные карточки, их требуется заменить на новые.

После занятий обязательно похвалите малыша, обнимите его и поцелуйте. Если постарше: расспросите, все ли ему нравится, все ли понятно и пр.

Не нужно превращать занятия в простой сухой показ картинок, для малыша это должна быть очередная игра, тогда ему будет интересно возвращаться к занятиям вновь и вновь.

Сначала карточки должны быть совсем простые, потом усложняются. Старайтесь подбирать карточки для занятий таким образом, чтобы вы могли подтвердить новые знания для ребенка путем показа предмета в реальной жизни.

Так материал будет максимально закреплен и ребенок его точно запомнит. Конечно в городе довольно сложно найти например корову или волка, это понятно. Тогда вы можете читать деткам стишки, сказки или просматривать журналы, где вы можете встретить повторяющиеся объекты.

Как правильно заниматься

Чтобы занятия по карточкам Домана действительно были полезны ребенку, нужно соблюдать рекомендации автора по организации занятий. Сначала определитесь с темой блока. Ориентируйтесь на возраст и физическое состояние малыша. Изучать каждый блок нужно досконально, не перепрыгивая от одного к другому хаотично.

Как работать с карточками

Принцип работы с карточками по любой выбранной вами программе Домана идентичен. Ребенок смотрит на изображения, слова, запоминает увиденное, самостоятельно делает выводы о новой информации.

Давайте подробно рассмотрим методику обучения чтению. В наборе больше 1000 слов. Карточки-говорилки разделены по тематике. Например, глаголы: ест, пьет, сидит, нюхает, рисует и так далее. Части тела: нос, глаза, рот, туловище. Слова написаны красным цветом печатными буквами. Размер карточек — 10х15, шрифт должен быть толстым: 1,5 см, высота букв — 7,5 см. Скачать и распечатать СПИСОК СЛОВ.

Сначала родители выбирают знакомую малышу тему для обучения чтению: дом, семья, игрушки, животные. Изображений предметов на карточках нет, только слова. Распечатать материал нужно заранее на принтере или сделать своими руками на листах картона с помощью фломастера.

Когда набор карточек по списку готов, приступайте к занятиям. Показывайте ребенку 5 слов друг за другом, фиксируя на близком расстоянии перед глазами на 1–2 секунды. Громким, четким голосом произносите, что написано на карточке. Но заслонять изображение от ученика нельзя. Шпаргалки для мамы сделайте на обратной стороне листа. Повторяйте урок 3 раза в день

После каждого 10-секундного занятия хвалите ребенка за усидчивость, внимание, интерес. Так пройдет первый день обучения

На следующие сутки повторите вчерашний материал и добавьте еще 5 новых карточек. 3 урока проводите со старыми словами, 3 — с новыми. Таким образом, второй день содержит 6 уроков по 10 секунд. Последовательно в течение недели дойдите до 25 карточек и 15 показов в сутки. Затем постепенно убирайте по одной карточке из изученного набора и добавляйте новый материал из следующей темы. Не следует забывать о предлогах. 

Если планируете дать дошкольнику энциклопедические знания, вам понадобятся следующие наборы карточек:

  1. Биология. В набор входят: птицы, дикие животные, млекопитающие, грызуны и так далее. Изучать их можно подряд или привязывать к блоку «География», обсуждая с ребенком место обитания животных.
  2. Искусство. Это картины и биографии, портреты великих художников. Список репродукций составьте сами, скачайте в формате Word и распечатайте.

    Черно-белый вариант картин использовать нельзя, изображения должны быть цветными.

  3. География. Показывайте малышу материки, города, столицы стран мира.
  4. Языки. Демонстрируется одно и то же слово на разных языках.
  5. Анатомия человека.

    Расскажите ребенку, сколько частей тела у человека, как они выглядят и как называются.

  6. История. Блок включает в себя биографию великих личностей, их имена и портреты.

Список тем для занятий можно продолжать до бесконечности. Когда малыш изучит 1000 карточек по разным блокам, углубляйтесь в одну тематику. Например, подробнее узнайте о дельфинах: где живут, как размножаются, чем питаются. Для этого подготовьте отдельный блок изображений из 100 карточек и показывайте их 3 раза в день. Также можно подобрать несколько вариантов игры. 

Пример ежедневной программы

Просмотр 25 карточек в день распределяется следующим образом:

  1. 3 раза в день: утром, в обед, вечером — ребенок повторяет 5 знакомых карточек.
  2. В промежутках между повторением мама демонстрирует новые карточки: по 5 слов из каждого набора по 3 раза каждый.
  3. В результате ребенок смотрит на изображения слов 15 раз в день по 5–10 секунд.

Дозировка и продолжительность занятий корректируется по желанию ребенка. По мере усвоения материала цвет букв сменяется на черный, шрифт уменьшается.

Когда и как показывать карточки Домана

Начинать заниматься по данной методике стоит как можно раньше. Чем раньше вы начнете показывать ребенку серию энциклопедических карточек (с картинками), тем больше будет шансов на то, что он не потеряет к ним интерес со временем. По опыту некоторых родителей, которые начинали демонстрировать малышу картинки после 1,5 лет, дети не проявляют к ним большого интереса, в результате чего, эффект от данной методики значительно уменьшается. Если же начать использовать карточки Домана для самых маленьких с 2-3 месяцев, то эффект будет абсолютно противоположным. Интерес к обучению сохранится надолго.

Если же вас интересует, с какого возраста стоит использовать карточки, на которых написаны слова или же нарисованы точки, позволяющие научить ребенка считать и читать, то, по мнению профессионалов, лучше начинать показывать их детям с 1 года.

Механизм показа карточек

Начинать занятие нужно энергично и радостно. Например, скажите, что хотите сегодня показать геометрические фигуры и сразу же начинайте показывать  изображения. При этом учтите, что карточки должны располагаться приблизительно на расстоянии вытянутой руки.

Картинки стоит показывать быстро. Однако если это ваше первое занятие, то все-таки стоит немного сбавить темп, чтобы дать малышу рассмотреть изображение. Показывая карточки «Геометрические фигуры», называйте то, что изображено на них и указывайте категорию. Например, говорите: «Это геометрическая фигура. Круг». После того, как ребенок привыкнет к карточкам из категории «Геометрические фигуры для детей», ее можно будет не называть. Достаточно просто озвучивать то, что на них изображено. Однако вводя новые изображения, не забывайте снова называть категорию. Это нужно делать даже в том случае, если вы решили пополнить одну из уже изученных категорий.

Именно скорость показа является самым главным параметром данной методики, предназначенной для развития детей до года. При быстром показе карточек у ребенка активируется правое полушарие, что способствует развитию образного мышления, фотографической памяти и скорости мозговой реакции.

Заканчивать показ карточек Домана «Мебель» или карточек из других категорий, которые можно купить или же распечатать самостоятельно, стоит сразу после того, как вы чувствуете, что малыш потерял к ним интерес, стал отвлекаться или же капризничать.

Через некоторое время вы поймете, сколько именно карточек успевает изучить ребенок, до того как он начинает отвлекаться. Таким образом, вы сможете найти наиболее подходящий момент для завершения занятия.

Начало занятий и введение новых карточек

Для того чтобы начать заниматься по данной методике, вам необходимо выбрать 5 категорий, в которых будет находиться по 5 картинок. При этом не стоит брать те картинки или же категории, которые малыш  уже знает. Лучше выбрать то, с чем он еще не знаком. Например, карточки Домана «Овощи», «Животные», «Фрукты», «Игрушки» и «Продукты питания».

Обучающие карточки по методике Г. Домана «Дикие животные», также как и картинки из других категорий, нужно показывать как минимум 3 раза в день. Можно и больше, главное, чтобы ребенок не уставал от такого количества занятий.

Если вы считаете, что ваш малыш довольно легко усваивает такое количество информации, то можете начать вводить новые категории. При этом постарайтесь достигнуть при показе наиболее оптимальной скорости – 1 картинка за 2 секунды. При этом 1 секунда должна идти на показ изображения и еще одна на озвучивание.

Добавляя новые категории, стоит учитывать, что их должно быть не больше 10 штук. Как только вы достигнете данного значения, и при этом все картинки будете показывать в скоростном режиме (2 сек. на карточку), можете начинать менять старые изображения на новые. Когда вы замените изображения во всех категориях, можете задуматься о том, чтобы сменить сами категории.

В среднем, занимаясь с ребенком по методике Домана, одну карточку нужно демонстрировать не более 30 раз. То есть, если вы будете показывать картинки 5 раз в день, то их жизненный цикл составит не более 6 дней. Если вы увидите, что ваш малыш легко усваивает информацию и найдете время и силы на подготовку новых карточек, то можете обновить их и раньше, например, через 3-4 дня.

История появления идеи

Глен Доман – известный врач-нейрофизиолог, посвятивший свою жизнь разработке программы, направленной на интеллектуальное и сенсорное развитие детей. Изначально его исследования были направлены на реабилитацию малышей, отстающих в развитии и имеющих повреждения головного мозга и ЦНС. Около 20 лет совместно с другими специалистами он искал пути восстановления неврологической системы ребят разного возраста.

В основу теории Домана входило предположение, что любые отклонения, в том числе и физические, связаны с повреждениями мозга и нервной системы. Он и его команда смогли доказать, что мозг человека способен самовосстанавливаться. При правильном подходе здоровые участки мозга берут на себя функции отмерших клеток. Тогда впервые в медицинском лексиконе появилось понятие нейропластичности – развития и изменения человеческого мозга на протяжении всей жизни.

Результативность деятельности Домана была доказана положительными результатами и обрела популярность. В ходе работы было замечено, что и здоровые малыши с интересом включаются в процесс обучения. Поэтому дальнейшие исследования и эксперименты проводились с учётом интересов полноценных детей.

Суть методики

Секрет дидактики Домана заключается в объединении закономерностей педагогических и физиологических законов усвоения знаний. Особенный ребенок ограничен в возможностях работы мозга. Ему необходима помощь.

Доман считал, что тренировку мышц и насыщение мозга новой информацией нужно проводить одновременно. Поэтому предлагал совместить активные физические упражнения с интеллектуальными занятиями. Начинать реабилитацию детей с отклонениями в развитии нужно с пеленок: чем раньше, тем лучше.

В программу американского нейрофизиолога входят следующие блоки:

1. Стимуляция физического развития с рождения

Это ползание по скользкой горке. Ребенок должен находиться в треке с 1–2 месяцев по 3–4 часа в день. Младенец трется о бортики животом, бедрами, предплечьями. Преодолевает значительные расстояния. Это идеальная среда для раннего физического развития. Такие дети обязательно будут хорошо ползать до полугода, рано начнут ходить и говорить.

2. Развитие чувства баланса, равновесия

Мамам предлагается крутить, вертеть ребеночка, переворачивать вверх тормашками, давать возможность ползать по полу, перебираться через валики. До 3 лет нужно научить ребенка плавать.

3. Интеллектуальные занятия с рождения

Глен Доман считал, что мозг человека — это компьютер. Его нельзя оставлять в бездействии. Если мозг постоянно не получает новую информацию, он перестает функционировать правильно. Поэтому задача родителей — снабжать ребенка интеллектуальной пищей ежедневно. Сделать это можно за 30 секунд в день. Например, не назвать одну породу кошки, а показать 10 карточек с изображениями разных кошек. А ребенок сам сделает вывод о том, что у этих животных есть лапы, хвост, они лохматые, пушистые.

4. Уроки по чтению и счету

Это базовые умения. Доман говорил, что чтение по слогам дети усваивают гораздо сложнее, чем восприятие целых слов. Поэтому он предлагал родителям обучать малышей грамоте с рождения с помощью карточек. В результате дети запоминают образ слова, могут найти и прочесть его в тексте. Постепенно слова сменяются словосочетаниями, предложениями и книгами. Счету грудничков обучают с помощью изображений точек от 1 до 100.

Если соединить между собой все блоки, уделять занятиям по развитию интеллекта около 2 минут в день, а физическим упражнениям все остальное время, ребенок к 3,5 года достигнет уровня развития шестилетнего дошкольника.

Плюсы и минусы методики

Казалось бы, методика Глена Домана дает отличные результаты, используется в США более 60 лет, значит, точно должна оцениваться педагогами, врачами, родителями положительно. Но нет, в методике известного нейрофизиолога находят не только плюсы, но и минусы. Как воспринимать точку зрения специалистов, решать вам.

Плюсы

Если рассматривать метод Домана как старт к успешному развитию интеллекта у ребенка раннего возраста, то выделяются следующие преимущества:

  1. Начинать уроки по чтению, приобретению разноплановых знаний о мире, счету можно с грудничкового возраста, даже с 2–3 месяцев. В итоге детсадовец овладеет школьными знаниями задолго до первого класса. Например, игра “Предлоги” помогает расширить кругозор и увеличить словарный запас.
  2. Мама и папа проводят много времени с малышом, занимаются его развитием постоянно.
  3. Ребенок ежедневно узнает огромное количество информации. Если применять карточки по чтению, счету и развитию кругозора с раннего возраста, то по уровню интеллекта, ассоциативного мышления дошкольник обгонит своих сверстников.
  4. Благодаря вниманию к физическим упражнениям, малыши учатся выполнять массу новых движений. Это сказывается на их физподготовке, здоровье в целом.
  5. В процессе рассматривания карточек с картинками, словами ребенок активно развивает зрительную память. Слушая, как мама произносит названия предметов, — слуховую.
  6. Малыши учатся быстро. На показ пары карточек уходит несколько секунд. Метод Домана отменяет скучное сидение за столом с учителем, наглядные пособия можно демонстрировать в любом месте: на улице, дома, в кроватке, во время еды.

Рассматривать систему американского нейрофизиолога как механическое перекладывание картинок-бормоталок с места на место, демонстрацию без цели нельзя. Если уделять обучению достаточное количество времени, ребенок получит толчок к развитию интеллекта, совершит работу над собой.

Например, рассматривая овощи и фрукты, детсадовцы получают наглядное представление о плодах разной величины, цвете, назначении. Подкрепляйте теорию практикой: рассказывайте, что в супе сегодня картофель, а на полдник десерт из клубники. Разноплановое преподнесение связанной между собой информации даст положительный результат.

Минусы

Отрицательных моментов не меньше, чем положительных:

  1. В процессе обучения ребенок пассивен. Ему не нужно «добывать» информацию, делать выводы, анализировать. Родители приносят ему все на «блюдечке». Пассивность которая присутствует в “чтении с пелёнок” сказывается на дальнейшем обучении в школе, притупляется любознательность, познавательная активность.
  2. Курс занятий не учитывает индивидуальные потребности ребенка, его интересы на данный момент. Все дети занимаются по единой программе.
  3. Младенец не развивает творческий потенциал. Не играет в игрушки, не лепит, не поет, не рисует.
  4. Насыщенность курса слишком высока для маленьких детей. Выдержать такую нагрузку могут далеко не все дошкольники, а тем более груднички.
  5. Методика построена на механической зрительной и слуховой памяти. Остальные органы чувств не задействованы.
  6. Родители, по задумке Домана, должны сконцентрироваться на показе карточек. Играть с маленьким почемучкой, читать, разговаривать некогда. Из процесса воспитания маленькой личности автоматически выбрасывается эстетическая, моральная составляющая.

Особенно негативно к системе обучения по Доману относятся невропатологи. Врачи выступают против раннего развития детей, считая такие занятия причиной энуреза, тиков, депрессий, навязчивых движений. То есть усердие родителей приводит к отклонениям в психическом здоровье в худшую сторону. Это мнение трудно доказать, но опровергнуть тоже нельзя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector