Основные элементы интонации. какими бывают предложения по интонации?
Содержание:
- Английская интонация: составные элементы
- Интонация разных стилей речи
- Связь речи и музыки
- Вместо заключения
- Этапы действенного анализа стихотворения или фрагмента текста
- Особенности английской интонации: отличия и функции
- Ударение в интонации
- Общая интонация текста
- Когда медведь на ухо наступил
- Какие могут быть сквозные словесные действия?
- Интонация разных стилей речи
- Виды интонации в английском
- Музыкальная интонация
- Особенности и примеры типов текста
- Разновидности конструкций по цели
- Что такое интонация в русском языке
- Определение понятия
- Группы по цели высказывания
Английская интонация: составные элементы
Предложение «Сегодня тепло» может быть утверждением, вопросом и восклицанием в зависимости от интонации, с какой произносится предложение. Интонация ещё выражает наши эмоции: удивление, гнев, веселье, неудовлетворение и т.д.
Любой язык имеет свою особую, характерную для него интонацию, значительно отличающуюся от интонации других языков.
В английском языке интонация выполняет особо важную роль благодаря сильно проявленному аналитическому характеру языка. (В аналитических языках связи между словами выражаются не при помощи окончаний, как в русском языке, а при помощи служебных слов: предлогов, артиклей, вспомогательных глаголов, а также при помощи интонации.)
Составными элементами интонации считаются:
- мелодика речи, которая выполняется повышением или понижением голоса во фразе (сравните произнесение повествовательного и вопросительного предложения);
- ритм речи, т.е. смена ударных и безударных слогов;
- темп, т.е. скорость или медлительность речи и паузы между речевыми отрезками (соотнесете речь замедленную и речь скороговоркой);
- тембр, т.е. звуковая окраска, сообщающая речи те или иные эмоционально-экспрессивные тона (тембр «весёлый», «игривый», «мрачный» и т.д.);
- фразовое и логическое ударение, служащие средством выделения отдельных слов в предложении.
Как уже было сказано ранее, длинные предложения подразделяются на отдельные смысловые части, которые находятся в зависимости от общего смысла предложения, его грамматической структуры и стиля речи.
Каждая смысловая группа содержит определённую интонацию, которая указывает на завершённость или незавершённость мысли в ней. Как правило только последняя смысловая группа указывает на то, что мысль в этом предложении закончена; в предыдущих смысловых группах применяется интонация, которая сообщает о незавершённости мысли. Например, в предложении: «В июне, июле и августе дети не ходят в школу» в трёх первых смысловых группах: «В июне, июле и августе» мысль предложения не завершена, и, следовательно, применяется интонация, которая указывает на это.
Число смысловых отрезков в предложении зависит от темпа речи, т.е. говорим ли мы предложения быстро или медлительно. Например, при диктовке предложений темп речи будет гораздо более медленным, чем в разговорной речи. Таким образом, и смысловых отрезков при диктовке будет больше, и они будут короче.
Английская интонация очень отличается от русской, как мелодией, так и фразовым ударением. Понижение или повышение голоса на последнем ударном слове в предложении являются двумя главными тонами английской интонации (впрочем, и русской тоже) – нисходящим тоном и восходящим тоном.
Интонация разных стилей речи
Каждый стиль речи имеет свою интонационную картинку. В зависимости от она может быть как максимально развитой и разносторонней, так и минимальной, без особых эмоциональных переливов.
Официально-деловой и научный стили в этом плане можно назвать самыми сухими. Они повествуют о конкретных фактах, построенных на сухой информации.
Самыми эмоциональными стилями можно назвать разговорный и художественный. Для передачи всех красок устной речи на письме используются основные элементы интонации, и другие, менее популярные средства. Часто, чтобы читатель представил речь персонажа, авторы прибегают к подробному описанию процесса произношения. Это все дополняется письменными интонационными знаками. Поэтому читатель легко в голове воспроизводит ту интонацию, которую он видит посредством визуального восприятия.
Интонация — ритмико-мелодическая сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски. Интонация является обяза-тельным признаком устной речи. На письме она в известной мере передаётся знаками препинания.
В узком смысле интонация понимается как «движение голосового тона» и совпадает с понятием мелодики речи. В широком смысле термин «интонация» обозначает сложное явление, представляющее собой совокупность мелодики речи (т.е. повышение или понижение основного тона в пределах высказывания), интенсивности, темпа речи и пауз. В качестве дополнительных составляющих интонации выступают тембр речи (при выражении иронии, сомнения, воодушевления и т.д.) и ритм.
Основную роль в интонации играет мелодика, а основными интонационными средствами выступают тональные средства.
Мелодика речи служит не только для организации фразы, но и для смыслового различения. Высказывания, состоящие из одних и тех же слов, могут иметь разные грамматические (синтаксические) значения в зависимости от их мелодической стороны, то есть с помощью повышения и понижения основного тона голоса выражаются различные цели высказывания: сообщение, побуждение к действию, вопрос, восклицание, просьба, порицание и т.д. Например, Молчите! (энергичное, краткое произнесение ударного гласного и резкий спад тона выражает категорический приказ) и Молчи-и-те?! (продление ударного гласного в сочетании с восхождением голосо- вого тона выражает угрозу; интонация в таком случае взаимодействует с эмфатическим ударением).
Интонация прежде всего является средством разграничения синтаксических единиц, поэтому она подробнее рассматривается в синтаксисе. В русском языке выделяется шесть основных типов интонационных конструкций, каждая из которых имеет свой центр — слог, на который падает тактовое, фразовое или логическое ударение, а также предцентровую и постцентровую части, которые в некоторых случаях могут отсутствовать. Из множества типов интонации особенно выделяются интонации повествования, вопроса и восклицания.
Для повествовательной интонации характерно спокойное, ровное произношение всего высказывания: Травка зеленéет. Солнышко блестúт. Ласточка с весною в сени к нам летúт. Вопросительная интонация выражается повышением тона в начале и понижением его к концу высказывания: Когдá ты вернешься? Ребенок сдéлал уроки?
Восклицательная интонация, наоборот, выражается повышением тона к концу предложения: Какáя нóчь! Кáк она поёт!
Таким образом, интонация различает предложения разных типов, отражает нейтральное и субъективное отношение к содержанию высказывания, передаёт разнообразные оттенки эмоций. Тембровые средства интонации — это разные качества голоса, определяемые состоянием голосовых связок: нейтральный голос, при- дыхательный, хриплый, напряженный, скрипучий, расслабленный, напряженный и др. К количественно-динамическим средствам относятся: увеличение или уменьшение громкости и изменение темпа произнесения отдельных речевых тактов.
Темп речи — это ее скорость. Быстрый темп свойственен обычно взволнованной речи, а медленный темп — торжественной.
Паузы — это перерывы в речи различной длительности. Паузы служат не только для расчленения речи на фразы и такты, но и для выражения эмоции говорящего. При отсутствии пауз между речевыми тактами интонация является основным средством, объединяющим фонетические слова в речевые такты. В сочетании с движением голосового тона паузы нередко служат для различения смысла высказываний: Казнить нельзя / помиловать и Казнить / нельзя помиловать.
Скрипник Я.Н., Смоленская Т.М.
Фонетика современного русского языка, 2010.
Связь речи и музыки
Ещё отец Галилео Галилея, который был лютнистом, призывал своих коллег обращать внимание на связь мелодий с речевыми интонациями. На подобном сходстве основаны многие произведения русских классических композиторов
Они часто обращались к использованию этого приема, особенно в своём оперном творчестве. Среди мастеров, которым наиболее ярко удавалось использовать речевые интонации в ариях можно назвать таких, как Петр Чайковский и Модест Мусоргский.
В то время как композиторы итальянской оперы чаще всего пренебрегали данными приемами, уделяя больше внимания мелодичности музыки и виртуозности.
Отец Галилея был также участником Кружка подобного нашей «Могучей кучке». Члены этого объединения специализировались на написании опер, арии в которых основывались на особенностях разговорной речи.
Вместо заключения
Управляя интонацией можно легко удерживать внимание слушающих. Этим искусством хорошо владеют политики, актеры, другие публичные люди
Но при этом они не делают ничего особенного.
Профессиональные ораторы просто знают, где нужно повысить голос, а где, наоборот, понизить. Так, повышая голос, человек выделяет интонационно важные моменты своего выступления. А на менее важных — он голос понижает.
Интересно, что тихим голосом можно еще больше удержать внимание аудитории. Люди невольно начинают прислушиваться
То же самое касается и скорости речи. Если говорить слова быстро, то это будет заставлять собеседника внимательно слушать, чтобы ничего не пропустить. Главное не перестараться, а то люди устанут от постоянного потока информации.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Этапы действенного анализа стихотворения или фрагмента текста
- Всестороннее ознакомление с содержанием текста, постижение авторского замысла: – выразительное чтение учителем текста (никаких заданий перед первым чтением!); – самостоятельное чтение учащихся, определение отдельных событий и частей текста (заглавие или цитатный план); – создание цепи вИдений и ассоциаций, связанных с эстетическим восприятием содержания текста (работа с ключевыми понятиями, вопросы по анализу текста, работа с образными средствами языка); – выяснение основной мысли, идеи произведения.
- Формулирование главной цели чтения, сквозного действия для всего текста.
- Исполнительская задача для каждой части текста. – Анализ текста, итог анализа: главная мысль – А.С. Пушкин любит и раннюю осень, пору прощальной красы, когда «в багрец и золото одетые леса», и позднюю осень, когда блеснёт «редкий солнца луч», когда в природе чувствуются «отдалённые седой зимы угрозы». (Можно записать этот текст как образец с частичным цитированием, которое используется при литературоведческом анализе произведений). – Главная цель чтения, сквозное действие – передать любовь автора и к ранней, и к поздней осени. – Исполнительская задача для каждой части: первая часть – восхищение ранней осенью, вторая часть – лёгкая грусть. – Интонация (разметить).
Особенности английской интонации: отличия и функции
Если прислушаться к русской речи с точки зрения интонации, то можно заметить, насколько ровно и спокойно в целом она звучит
Мы можем использовать логическое ударение, чтобы привлечь внимание собеседника к факту, выражаемому акцентируемыми словами, можем значительно повысить тон, чтобы передать какие-либо эмоции. Однако если у нас нет такой потребности, и мы просто говорим о каких-либо повседневных событиях или обыденных фактах, то в наших голосах ощущается некая монотонность, которая иной раз повергает в растерянность англичан и американцев
Все дело в том, что английская интонация придает речи ту самую характерную живость и узнаваемую эмоциональную окрашенность. В русском подобная голосовая окраска звучала бы слишком экзальтированно и неестественно, однако привычное нам ровное течение фраз при использовании его в английском практически полностью обезличивает речь для уха носителя языка, делая ее сложнее для понимания. И это вполне закономерно, поскольку интонация в данном случае выполняет сразу несколько функций:
Придает речи узнаваемую мелодику. Интонация в английском подчиняется четким правилам и благодаря им создает своего рода ритмический каркас для речи – она становится максимально комфортной для восприятия, и в первую очередь – носителями языка.
Позволяет лучше усвоить информацию, которую хочет донести говорящий
Определенная голосовая окраска речи помогает понять, задает ли собеседник вопрос или же что-то сообщает, стремится ли привлечь внимание к какому-либо факту либо событию или же просто поддерживает дружескую беседу.
Помогает уловить настроение говорящего
Англичанам важно понять, насколько собеседник расположен к вербальному контакту и в каком эмоциональном состоянии он находится – это необходимо, чтобы не навязываться и реагировать исходя из воспитания и этикета
Так, например, многочисленные вопросительные интонации в английском языке говорят о том, что человек ищет одобрения или пытается в чем-то убедить окружающих, а резковатые и рубленые нисходящие – что говорящий не хочет поддерживать беседу.
Как видите, важность интонации в английском крайне трудно переоценить. Именно поэтому тем, кто хочет общаться на уровне носителя языка, настоятельно рекомендуют изучать ее наравне с лексикой и грамматикой
Более того, на международных экзаменах правильность интонирования оценивается в рамках параметра «беглость» (fluency) при сдаче аспекта Speaking.
Ударение в интонации
Ударение в интонации играет важную роль, так как от ее постановки зависит весь смысл высказывания. Ударение подразумевает выделение слова с помощью основных фонетических элементов. Ударение слова является не единственным видом в русском языке. Помимо словесного ударения, различают и другие виды:
- Синтагматическое. Синтагматическое или тактовое ударение выделяет в предложении главные смысловые слова в речевом такте синтагмы. Синтагма выделяет из всего речевого потока отдельный слог, части текста или слов. Получаются смысловые группы, имеющие синтаксическое значение.
- Логическое. Логическое ударение помогает выделить важные слова из высказывания, в конкретной ситуации используя основные средства интонации. В логическом ударении выделяются любые слова из предложения.
Пример, «Кто здесь был? – Здесь был Я»
Оно возникает при использовании интонации, главную роль при этом выполняет мелодика вместе с повышением словесного ударения.
Эмфатическое. Феномен эмфатического ударения ввел в обиход и открыл российский лингвист Л. В. Щерба. Оно используется для выражения эмоциональной окраски слова и выражения, выделяя состояние говорящего при общении. От логического эмфатическое ударение отличается своей эмоциональной окраской слова. В русском языке такое ударение удлиняет ударную гласную: замеча-ательнейший человек, пре-кра-аснейший день.
Общая интонация текста
С помощью интонационных средств можно добавить общего тона звучания тексту. Романтические рассказы всегда напряженные и интригующие. Они вызывают эмоции сопереживания и сочувствия. А вот строгие доклады никак не откликаются на эмоциональном уровне. В них, кроме пауз, нет других существенных интонационных средств.
Конечно, нельзя утверждать, что общее звучание текста полностью зависит от частных интонационных средств. Но общая картина отражается только при условии использования неких элементов мелодики для раскрытия главной мысли. Без этого суть сообщения может быть непонятной людям, которые с ним ознакомились.
Когда медведь на ухо наступил
Интонация в музыке (чистая, фальшивая или «плавающая») — умение передавать мелодию с определённой четкостью. С данным термином часто встречаются ученики школ искусств и студенты высших и средне-профессиональных учебных заведений соответствующего профиля на занятиях по сольфеджио. Чаще всего именно интонацию проверяют при поступлении детей в музыкальную школу. Иногда человека, у которого недостаточно развит этот навык, ошибочно обвиняют в отсутствии слуха.
Если при поступлении в музыкальную школу ребёнок не может пропеть определенную мелодию, заданную преподавателем, то, возможно, у него не сформированы именно интонационные навыки, а не отсутствует слух. Поэтому такая проверка музыкальности у детей не совсем логична. Лучше всего тестировать ребенка на способности к данному виду занятий следующим образом. Нужно сыграть на фортепиано какую-либо несложную музыкальную фразу, а затем попросить его подобрать ее на инструменте. В данном случае будет проверяться именно слух будущего ученика, а не интонирование.
Какие могут быть сквозные словесные действия?
- воздействовать на воображение слушателей (Ф. Тютчев «Люблю грозу…» – хочу нарисовать картину майской грозы не страшной, а радостной);
- воздействовать на чувства (хочу выразить чувство восхищения мужеством Остапа во время казни);
- воздействовать на сознание слушателей (хочу, чтобы поняли главную мысль текста или фрагмента (хочу показать, что Герасим из «Муму» возвращается домой не крепостным, во всём послушным рабом, а свободным человеком; недаром Тургенев сравнивает его походку со львом).
Для реализации целенаправленного словесного действия решающее значение имеют яркие видения и ассоциации.
- После выразительного чтения учителем можно дать задание ученикам: письменно ответьте на вопрос «Какую осень любит А.С. Пушкин?» (Как правило, все пишут о красоте ранней осени).
- Перед повторным чтением задать вопрос: “Какие картины осени вы представляете, видите внутренним зрением?” Эти зрительные образы будут тем конкретней, чем ярче рисует их в своём воображении читающий.
- После второго чтения стихотворения ученики ещё раз обращаются к заданному вопросу, редактируют написанное.
Интонация разных стилей речи
Каждый стиль речи имеет свою интонационную картинку. В зависимости от она может быть как максимально развитой и разносторонней, так и минимальной, без особых эмоциональных переливов.
Официально-деловой и научный стили в этом плане можно назвать самыми сухими. Они повествуют о конкретных фактах, построенных на сухой информации.
Самыми эмоциональными стилями можно назвать разговорный и художественный. Для передачи всех красок устной речи на письме используются основные элементы интонации, и другие, менее популярные средства. Часто, чтобы читатель представил речь персонажа, авторы прибегают к подробному описанию процесса произношения. Это все дополняется письменными интонационными знаками. Поэтому читатель легко в голове воспроизводит ту интонацию, которую он видит посредством визуального восприятия.
Роль интонации в актерском мастерстве очевидна, равно как и в ораторском искусстве. Правильность выделения слов в речи, их звучание и действие на публику, уже давно изучены, неоспорима. Попробуем разобраться более подробно в том, что такое интонация, какая бывает, где используется и т.д.
Виды интонации в английском
Тип интонирования может определяться несколькими компонентами:
- мелодикой (понижением и повышением голоса);
- ритмом речи (чередованием безударных и ударных слогов);
- тембром (использованием высоких и низких тонов голоса для эмоциональной окраски речи);
- темпом (скоростью речи и паузами между речевым отрезками);
- логическим и фразовым ударением (выделением определенных слов в предложении)
Всего таких типов два, поэтому мы вполне можем подробнее остановиться на каждом из них – примеры английской интонации прилагаются.
Восходящая интонация в английском
Повышением тона в языке можно выразить множество эмоций – в первую очередь это вежливость, заинтересованность, недоверие и скепсис
Не меньший интерес представляет и интонация в английских вопросах, где мелодика и логическое ударение должны привлечь внимание к определенным словам
Восходящая интонация используется в следующих ситуациях (интонируемое слово отмечено символом ):
Примеры:
Do you want a cup of tea?
Have you got a cat?
Примеры:
Could you speak louder please?
Come in!
Примеры:
Mary, leave your sister alone!
Примеры:
Normally, I run every day, but today I am too tired.
Примеры:
Bring me a blanket, a book, an apple and a cup of hot chocolate.
Примеры:
Will you put on your red or white dress?
Примеры:
Ann and Robert got married yesterday. — Really?
- Общие вопросы
- Просьба, приглашение
- Обращение к кому-либо (для привлечения внимания)
- Наречия и вводные слова в начале предложения
- В списках при перечислении всех пунктов, кроме последнего
- В первой части альтернативного вопроса
- Для выражения удивления, заинтересованности и других подобных эмоций
Нисходящая интонация в английском
Понижение тона используется в речи наравне с повышением. Так, нисходящая интонация в специальных вопросах английского языка и в конце обычных повествовательных предложениях – наиболее характерная ситуация.
Примеры:
I get up at seven.
It was raining the whole day.
Where is Jim?
How old are you?
Кроме того, нисходящая интонация обязательна для правильной английской речи в следующих случаях:
Примеры:
Go there.
Drop it.
Примеры:
How smart you are
What a shame!
Примеры:
Is she blonde or red?
Примеры:
You have cleaned the house and now you are baking your famous cake, are you?
- Приказы (не просьбы, а указания, которые не осуждаются)
- Восклицательное предложение
- Вторая часть альтернативного вопроса
- Разделительный вопрос (Tag question) в случаях, когда мы уточняем информацию, которую и так уже знаем.
Музыкальная интонация
Музыкальная интонация имеет теоретико-эстетические значения, которые тесно взаимосвязаны между собой. Она представляет собой организацию звука в музыке, их последовательное расположение. Музыкальная и речевая интонации не взаимосвязаны и отличаются звучанием по высоте тона и местоположением в системе звуков. Интонацию в музыке называют еще музыкой слова. Но отличие от слова она состоит в том, что музыкальная интонация или певческая не таит в себе никакого смысла.
Выражение интонации в музыке вытекает из речевой интонации. Слушая разговор на иностранном языке можно понять не только пол и возраст говорящего, но и их отношение друг к другу, характер разговора между ними, эмоциональное состояние — радость, ненависть, симпатия.
Именно эту связь с речью применяют сознательно, а иногда и бессознательно музыканты. Интонация человеческой речи переносит характер, чувства, психологические тонкости общения, которые потом выражаются в музыкальном произведении.
Музыка с помощью интонации способна передать и воспроизвести:
- жесты;
- движение тела;
- гармонию речи;
- эмоциональное состояние;
- характер человека.
Интонационные музыкальные выражения имеют богатую многовековую историю. Простая интонация преобразовалась со временем в многочисленные музыкальные жанры и стили. Пример, арии скорби, плача, написанные в эпоху барокко. Легко определяются напряженные или тревожные баллады, лирические пьесы, торжественный гимн. Каждый композитор обладает неповторимым музыкально – интонационным почерком и стилем.
Особенности и примеры типов текста
Описание – это такой тип речи, в котором тема раскрывается с помощью характеристик – характеризуются предметы, явления природы, лица и так далее. Обычно это оформляется как перечисление признаков того, что описывается. Все описываемое происходит в момент речи, так что характерными чертами этого ее типа считаются статичность и определенность. В основном, к описанию относятся пейзаж, рассказ об обстановке или характеристика внешности человека.
Повествование – совсем другое дело. Тема тут развивается как часть действия, события или состояния, то есть отличается динамичностью. Обычно в повествовательном типе текста много глаголов, а также наречий, которые указывают на последовательность происходящего.
Повествование противопоставляется описанию как динамика и статика, то есть антонимичными являются два их главных признака.
Наконец, рассуждение, – это рассказ, основанный на умозаключении, который имеет логическую структуру, состоящую из тезиса (то есть основного посыла), который потом раскрывается с помощью аргументов и завершается выводом.
Для того, чтобы понять тему лучше, стоит рассмотреть примеры типов речи.
Описание:
Она была высокой брюнеткой с глазами, похожими на изумруды. Бледная кожа выгодно оттенялась голубым шелком платья, и вся она становилась будто прозрачной, прекрасной статуэткой из самого тонкого фарфора работы лучшего из мастеров.
Рассуждение:
Нет, не мог он этого сделать – все говорило против: и глаза, и то, как он смотрел на нее на балу, и искренняя улыбка. Маша знала – Николай был честен.
Повествование:
Дорога бежала между холмов, выходя прямо к реке. Бессильный смотреть на открывшийся простор, граф надвинул на лоб шляпу. Созерцание спокойной природы причиняло ему боль.
Разновидности конструкций по цели
Предложения по цели высказывания разделяются на повествовательные, вопросительные, побудительные. Каждые из них имеют свои особенности, которые следует разобрать подробнее.
Повествование
Повествовательные конструкции – это самые часто используемые предложения по цели высказывания и по интонации. Их целью является передача информации, которая утверждается или же, наоборот, отрицается.
Такая конструкция имеет законченную мысль, которая передается с применением определенного тона. Характеристика данного вида состоит в том, что человек выделяет основное слово более громким голосом, а заканчивает высказывание низким и спокойным тоном.
Данный вид встречается постоянно в речи людей. К примеру, когда ребенок сообщает своим ровесникам: «Сегодня мама подарила мне игрушку», «Я вчера смотрел интересный мультфильм» и так далее.
Вопрос
Конструкции могут быть также вопросительными. Они необходимы для того, чтобы спросить, узнать что-то у собеседника. Какими бывают предложения по типу вопроса? Такие конструкции разделяются на следующие разновидности:
- Общевопросительные, целью которых считается получение подтверждения либо отрицания определенных сведений. Ответ на них может быть односложным, просто «да» или «нет». Пример: «Игорь вчера был на работе?», «У вас есть хлеб?».
- Частновопросительные, задачей которых является получить новую информацию о каком-либо человеке, событии, действии и так далее. К примеру, «Во сколько подъедет машина?», «Кто сегодня будет дежурить?», «Какую погоду обещают завтра?».
Еще такие конструкции строятся по определенному порядку, сначала ставится вопросительное слово, потом все остальные слова, например, «Во сколько ты пойдешь в кино?».
Побуждение
Предложения по цели высказывания и по интонации могут быть еще и побудительными. Такие конструкции включают в себя некоторое волеизъявление человека. Целью подобной фразы является побуждение другого человека совершить какое-либо действие.
Такое предложение по цели используется, когда человек что-то просит, приказывает, говорит о своих пожеланиях другому человеку.
Задачи побудительного предложения могут достигаться благодаря применению определенной интонации, формы повелительного наклонения сказуемых и некоторых частиц, например, таких как «пускай», «давай».
Что такое интонация в русском языке
Как видно из определения, интонация речи состоит из элементов.
Мелодика речи
Повышением и понижением голоса одной и той же фразе можно придать разный смысл: утверждение, вопрос, восклицание. Сравните типы интонаций:
Повышением тона можно выделить отдельное слово в восклицательном или вопросительном предложении, например, для уточнения информации:
Из примера видно, что акцент на разных словах меняет смысл всего предложения.
Ритм речи
Паузы и чередование ударных и неакцентированных слов создают ритм. Это хорошо видно в поэзии.
Ритм — это также выделение голосом ударных слогов в словах, когда они произносятся протяжно или более громко. Например, команды “налЕЕЕво, крУУУгом”.
Владея ритмом речи, можно создавать определенное настроение у своего слушателя. Достаточно сравнить бравурные марши и задушевные колыбельные, чтобы понять это.
Увеличивая ритмичность речи, мы активизируем нервную систему и:
- побуждаем к действию;
- приводим в тонус;
- более убедительно подаем важную информацию;
- отдаем команды.
При снижении ритма, наша речь становится мягкой, плавной благодаря эмоциональной составляющей. И тогда мы:
- без труда устанавливаем душевную близость;
- создаем лирическое настроение;
- читаем сказки и поем колыбельные;
- снижаем напряжение у аудитории.
Тембр речи
Речь, не согретая чувством, не затронет слушателя, не коснется струн его души. Это касается даже сугубо деловых выступлений, когда докладчик, периодически отступая от темы, общается с аудиторией.
По тембру речи угадывается отношение человека к предмету разговора, его компетентность, настроение.
Таким образом, основные элементы позволяют интонации выполнять следующие функции в русском языке:
Темп речи
Темп во многом зависит от свойств личности. Характер, темперамент человека сказывается на его манере говорить. Быстрая, энергичная или медленная, обстоятельная — у каждого оратора своя манера и своя аудитория. Но умение использовать разную скорость произнесения слов и фраз относится к основным навыкам ораторского мастерства.
Интенсивность речи
Интенсивность, или сила звучания, определяется работой мышц речевого аппарата. Громкость голоса может быть разной, например, при выступлении на митинге и на школьном уроке. Варьируя силой голоса, используя умение говорить и громко, и тихо, можно выделять наиболее важные моменты в своей речи.
Логическое ударение и паузы
Ударения необходимы для подчеркивания главных по смыслу слов. Сделать это можно изменением тона, силы звучания, ослаблением темпа или же паузой. Ударение делает речь понятной и облегчает восприятие.
Паузы делят речевой поток на отдельные смысловые фразы. Чрезмерное количество пауз, как и их отсутствие, делает непонятной мысль, которую хотят донести до слушателя.
Определение понятия
До середины прошлого столетия исследования, определяющие, что такое интонация, проводились только в направлении различения типа высказывания. На вопрос, какой бывает интонация, каждый из авторов словарей русского языка отвечает по-своему. С 1940 г. возрос интерес к выявлению видов носителей интонации и синтаксиса. Российским лингвистом Е.А. Брызгуновой в 1960 году была предложено значение слова интонация как определенного конструктивного построения.
Даль определяет это понятие, как сильное голосовое ударение.
Значение слова по Ожегову дается таким образом:
- манера произношения;
- точность звучания голоса;
- голосовые средства языка, дающие представление об отношении человека к тому, что он высказывает.
Энциклопедический словарь дает определение нескольких видов интонации:
- силлабическая организация речи, представляющая средство выражения различных синтаксических назначений и категорий;
- присущее стихотворной речи повышение голоса и понижение с паузой в конце, которое может не совпадать с фразой синтаксической интонацией.
Филолог Л. В. Щерба ввел в обиход феномен эмфатического ударения, который при удлинении ударной гласности усиливает эмоциональную окраску голоса.
Понятие интонации
Группы по цели высказывания
Выделяют три типа фраз по цели высказывания, у каждого из которых есть свои особенности и характеристики:
- повествовательное;
- побуждение;
- вопрос.
Виды предложений по цели высказывания
Повествовательные
Цель сообщения – проинформировать об определенном событии, явлении. Говорящий посредством выбора таких речевых средств передает собеседнику некие сведения. Констатация факта – это и есть повествовательное предложение.
Примеры:
- По статистике, результаты ЕГЭ по стране ежегодно улучшаются, что можно сказать и о качестве образования по каждому предмету.
- Погода в некоторых регионах России остается ветреной и дождливой на протяжении всех летних месяцев.
- В нашем городе построили две новые больницы, а также одну ветеринарную клинику.
В устной речи такое высказывание произносится ровно, спокойно. На одном из его членов голос повышается, а к окончанию – понижается. В конце ставится точка или восклицательный знак.
У повествовательных фраз есть несколько особенностей.
- Они бывают нераспространенными (только главные члены) и распространенными (главные члены плюс второстепенные). Примеры: Вернулся отец. Он принес с собой маленького щенка.
- Структура может быть двусоставной или односоставной. В двусоставных есть два главных члена, в односоставных – только один. Примеры: Кот лениво открыл глаза и потянулся. В дверь постучали.
- Рассматриваемые фразы делятся на простые и сложные. Простые состоят из одной грамматической основы, сложные – из двух и более. Пример: Ребенок грустно склонился над учебником. На улице палящее солнце, слышны голоса ребятишек, играющих в футбол.
Что такое повествовательные предложения
Побудительное высказывание
Побуждение выражает в себе некое волеизъявление говорящего. Оно произносится для того, чтобы адресат (тот, к кому обращаются) выполнил некоторое действие, которое от него требует адресант (тот, кто произносит речь). Побуждение используется в тех случаях, когда говорящий высказывает свои пожелания относительно чего-либо, приказывает или просит.
Также задачи побуждения в некоторых случаях достигаются посредством использования особых частиц «давай», «пускай» и форм повелительного наклонения сказуемых.
Примеры:
- Срочно собирайся и выходи, иначе мы опоздаем в аэропорт!
- Встреть меня вечером, пожалуйста, я сегодня допоздна задержусь на работе.
- Чтобы я больше таких слов от тебя никогда не слышал!
Примеры побудительных предложений
Вопрос
Посредством вопросительных предложений говорящий желает получить какие-либо сведения, которыми он не обладает.
Есть две разновидности рассматриваемых конструкций.
- Общий вопрос: задается для того, чтобы получить подтверждение некоторой информации или ее отрицание. На такой вопрос может быть дан односложный ответ: «да», «нет». Примеры: Ты выполнил домашнее задание? Ты видела вчера соседку? Когда ты возвращался вчера вечером домой, было еще светло?
- Частный вопрос: задается для того, чтобы получить сведения о явлении, событии, лице. Односложный ответ на такой вопрос дать не получится. Примеры: Почему ты сегодня так сильно опоздал? Чем вы кормите своего питомца? По какой причине он не хочет со мной разговаривать?
Характеристика вопроса в устной речи – особая интонация, на письме – вопросительный знак после окончания фразы.
Знаки препинания в конце предложения
Построение вопроса выглядит так: первым идет вопросительное слово, а затем – остальные слова, относящиеся к теме речи.
Интересные факты:
- На конце вопроса могут быть два знака препинания – вопросительный и восклицательный (пример: Как можно было быть таким невнимательным?!);
- Три восклицательных знака подряд ставятся, если степень эмоциональности особенно высокая (Пример: Тормози, впереди пешеход!!!).
Мы рассмотрели, какие бывают предложения по интонации и на какие группы они делятся по цели высказывания.
По эмоциональной окраске предложения подразделяются на восклицательные и невосклицательные, что зависит от душевного состояния и эмоций говорящего. Невосклицательные фразы чаще всего представляют собой повествование, но в исключительных случаях представляют собой побуждения.