Типы и структура уроков

Содержание:

Целеполагание

В структуре традиционных уроков данный этап занимал ведущее место. Однако на сегодняшний день система образования рассматривает его с новой позиции. Все этапы урока по ФГОС претерпели определенные качественные изменения. Коснулись они и целеполагания. На данном этапе задача учителя состоит вовсе не в доведении до учеников своей цели. Педагог должен создать такие условия, чтобы ребенок сам осознал смысл учебной задачи и принял ее как особо для него значимую. Только в таком случае деятельность школьника станет целенаправленной и мотивированной. Ребенок будет стремиться найти, узнать и доказать.

Рассматривая цели этапов урока по ФГОС, можно сказать о том, что целеполагание особым образом проектирует образовательные действия школьников. При этом оно связано с уровнем развития детей, особенностями изучаемой темы, профессионализмом педагога и с внешним социальным заказом.

Виды уроков по ФГОС в начальной школе: традиционные и унифицированные определения.

Вид урока Традиционное определение Унифицированное определение
Рассказ Рассказ учителя – это живое, образное, эмоциональное изложение явлений, событий, содержащее преимущественно фактический материал Форма организации урока, предназначенная для достижения локальных целей воспитания и развития через передачу ограниченной дидактической единицы в экстраактивном информационном режиме
Беседа Беседа – подача информации в виде диалога учителя с учеником по комплексу вопросов темы. Учитель ведет учеников к усвоению понятий, теорий, законов серией вопросов Форма организации урока, предназначенная для достижения локальных целей воспитания и развития через передачу ограниченной дидактической единицы в интерактивном информационном режиме
Семинар Форма организации урока, состоящая в обсуждении результатов самостоятельной работы, учащихся с дополнительными источниками информации. Иногда на таких занятиях зачитываются доклады, рефераты Форма организации урока, предназначенная для достижения локальных целей воспитания и глобальных целей развития через передачу укрупненной или ограниченной дидактической единицы в интерактивном информационном режиме
Практикум Форма организации урока, на котором учащиеся класса выполняют задания практического характера и докладывают о результатах работы в конце урока Форма организации урока, предназначенная для достижения локальных целей воспитания и развития через передачу ограниченной дидактической единицы в интерактивном информационном режиме
Лекция Лекция – форма учебного занятия, где учитель излагает учебный материал систематически, одновременно руководя записями учеников, их работой Форма организации урока, предназначенная для достижения глобальных целей воспитания и локальных целей развития через передачу укрупненной дидактической единицы в экстраактивном информационном режиме
Лабораторная работа Занятие, где учащиеся самостоятельно воспроизводят явления, всесторонне наблюдают их ход и из своих наблюдений выводят законы, явления или определенные константы Практикум по работе с аналоговыми моделями реальных объектов

Интерактивный режим – все информационные потоки замкнуты внутри множества обучаемых или направлены от них вовне. Ученики выступают здесь как субъекты учения, то есть учащиеся.  Этот режим характерен для самостоятельной учебной деятельности.

Второй вариант работы в интерактивном режиме – информационные потоки двусторонние (диалог), ученик выступает в постоянно флуктуирующем субъектно-субъектном отношении относительно обучающей системы, периодически становясь ее автономным элементом. Режим характерен для таких форм организации обучения, как беседа или консультация.

Экстраактивный режим – все информационные потоки циркулируют вне объекта обучения или направлены к нему. Ученик выступает в роли обучаемого. Этот режим характерен для лекции. Иногда такой режим называют пассивным, так как научение имплицируется активностью обучающей среды.

Более подробную информацию Вы сможете найти в книге «Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности» издательства Планета.

Этапы урока в начальной школе

Современное российское образование считает своей основной целью не обычную передачу навыков и умений от педагога к учащемуся, а формирование и дальнейшее развитие способностей детей к самостоятельной постановке учебной проблемы, к формулированию алгоритма ее решения, а также в последующем — контроль оценки полученного результата.

Современный урок по ФГОС – это действенный учебный процесс. Он имеет непосредственное отношение к интересам ребенка и его родителей, а также государства и общества в целом.

Этапы урока по ФГОС в начальной школе имеют свои особенности и состоят из следующих элементов:

  • организации класса;
  • актуализации (повторения) ранее усвоенных умений и знаний;
  • постановки задачи;
  • открытия новых знаний;
  • физкультминутки;
  • первичного закрепления материала;
  • выполнения самостоятельной работы с самопроверкой согласно предложенного эталона;
  • физкультминутки;
  • включения нового материала в систему знаний;
  • подведения итога урока.

Все этапы урока по ФГОС в начальной школе имеют своей целью подготовить учащегося к саморазвитию. При этом предполагается, что младший школьник получит умение:

  • самостоятельно выбирать цели, адекватные имеющимся у него способностям;
  • ставить перед собой задачи и принимать решения;
  • самостоятельно находить пути решения нестандартных ситуаций;
  • осуществлять контроль над собственными действиями;
  • согласовывать свою точку зрения с другими людьми и общаться с ними.

Другими словами, этапы современного урока в условиях ФГОС ставят своей целью превратить ребенка из пассивного слушателя в исследователя, добывающего знания и работающего с другими детьми самостоятельно. При этом возрастает роль учителя. Он должен быть настоящим профессионалом и иметь желание раскрывать способности каждого ученика. Это главный ресурс учебного процесса, без которого становятся невозможными современные требования ФГОС, предполагающие организацию учебно-воспитательной деятельности в школе.

Приемы целеполагания

Проходя последовательно этапы урока по ФГОС, преподаватель на самом первом из них должен назвать тему занятия и предложить классу сформулировать цель. Это можно сделать с использованием опорных глаголов. Среди них следующие: проанализировать, изучить и уметь, выяснить, доказать и обобщить, сравнить, закрепить и т. д.

Еще один прием целеполагания включает в себя работу над понятием. В этом случае преподаватель должен объяснить значения всех слов темы, отыскав ответы в толковом словаре.

Третий прием целеполагания предлагает учителю проводить беседы с детьми, направленные на конкретизацию и обобщение нового учебного материала. Такой диалог подводит детей к тому, о чем они не могут пока рассказать в силу своей некомпетентности. В возникшей ситуации от школьников потребуются дополнительные действия или исследования. Это и есть постановка цели урока.

Учитель также может предложить детям ту или иную проблемную ситуацию. Этот прием приводит к тому, что ребенок обнаруживает дефицит своих способностей и знаний. В таком случае цель воспримется им в качестве субъективной проблемы.

Актуализация и пробное действие

В качестве главной цели на этом этапе выступает подготовка мышления детей и организация понимания ими собственной потребности к формированию новой модели действий. Для ее достижения нужно, чтобы обучающиеся:

Воспроизвели и зафиксировали навыки, знания и умения, требуемые для создания новой модели поведения.
Активизировали мыслительные операции и познавательные процессы. К первым, в частности, относят синтез, анализ, обобщение, сравнения, аналогию, классификацию и пр

Познавательные процессы — внимание, память и пр.
Актуализировали норму учебного действия.
Попробовали самостоятельно выполнить задание по применению нового знания.
Зафиксировали появившиеся затруднения при реализации пробного действия либо при его обосновании

Задачи занятий

На каждом уроке ставятся и реализуются определенные цели. Так, на занятиях открытия новых знаний у учащихся формируется умение использовать новые способы действий, расширяется понятийная база за счет присоединения новых компонентов. На уроках рефлексии закрепляются и при необходимости корректируются уже изученные алгоритмы, термины, понятия. На занятиях общеметодологической направленности формируются обобщенные деятельностные нормы, выявляются теоретические основы дальнейшего развития содержательно-методических направлений. Кроме этого, происходит становление способностей к систематизации и структурированию изучаемого материала. На занятиях развивающего контроля у детей формируются навыки самоанализа. Необходимо отметить, что разбиение на этапы урока по ФГОС (второго поколения) не должно нарушать непрерывность обучения.

Рефлексия

После того как будут пройдены первый и второй этапы урока (по ФГОС), новые государственные стандарты общего образования предлагают следующую ступеньку универсальных учебных действий. Она состоит в получении детьми рефлексивных умений. При этом ученики должны понять причины успеха или неуспеха своей учебной деятельности.

В школе не должно быть неудачливых детей. Педагог обязан заметить даже самое незначительное продвижение ребенка вперед и вовремя поддержать его.

Рефлексия как этап современного урока (ФГОС) позволяет поддержать детскую активность и творчество. Она также оказывает непосредственное влияние на сознательность школьника.

Рефлексия – это обязательное условие для создания на уроке развивающей среды. Причем для учителя она вовсе не является самоцелью. Это процесс, готовящий детей к внутренней сознательной рефлексии. Что же включает в себя данное понятие? В переводе с латинского слово «рефлексия» означает не что иное, как «обращение назад».

Согласно словарю иностранных слов, это понятие обозначает «самопознание и размышление о внутреннем состоянии». Ударение в этом слове ставится на слог «ле».

Рассматривая этапы урока по ФГОС, невозможно обойти вниманием рефлексию. В современной педагогике это понятие означает самоанализ учебной деятельности, а также ее результатов

Рефлексия приучает ребенка к самооценке, самоконтролю и саморегулированию. Она формирует у него привычку к осмыслению событий и различных проблем. Психологи связывают рефлексию с развитием и становлением духовной жизни человека. Однако ребенку сложно научиться управлять собой без помощи учителя. Именно совместная работа педагога и ученика позволяет получить конкретные результаты, помогающие школьнику оценить свою деятельность на уроке.

Построение проекта

Цель данного этапа — формулирование задач деятельности и на их основе выбор модели и средств их реализации. Для ее достижения учащиеся:

  1. В коммуникативной форме формулируют конкретную задачу предстоящих учебных действий, посредством которых выявленная ранее причина затруднений будет устранена.
  2. Предлагают и согласовывают тему урока, которую педагог может уточнить.
  3. Выбирают модель формирования нового знания. В качестве нее может выступать метод уточнения или дополнения. Первый актуален в том случае, если новую модель можно создать на основе уже полученных знаний. Метод дополнения применяется, если изученные аналоги отсутствуют, и нет необходимости вводить принципиально новые знаки либо способ действия.
  4. Выбирают средства, с помощью которых формируется знание. К ним относят изученные модели, алгоритмы, способы записи, понятия, формулы и другие инструменты.

2-й этап. Целеполагание

Деятельность обучаемых:

Познавательная Коммуникативная Регулятивная

Осуществляемые действия:

Обучающиеся в группах определяют цели и выдвигают задачи занятия. Формулируют общую цель и задачи.

Осуществляемые действия: 

Устанавливают рабочие отношения в группе. Организуют учебное планирование и сотрудничество, аргументируют свою точку зрения, распределяют функции в группе

Осуществляемые действия:

Уметь самостоятельно контролировать собственное время и управлять им, преобразовывать практическую задачу в познавательную

Формируемые способы деятельности:

Выдвигая цели делают умозаключения

Формируемые способы деятельности:

Вырабатывают общее решение, делают выбор, оказывают взаимопомощь, выражают собственное мнение

Формируемые способы деятельности:

Контроль за ответами одноклассников

Этапы урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) по ФГОС

Организационный этап, очень кратковременный, определяет весь психологический настрой урока. Психологический настрой проводится для создания благоприятной рабочей обстановки в классе, чтобы учащиеся поняли, что им рады, их ждали.

Второй этап. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся

Выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся.

Третий этап. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Это обязательный этап урока по ФГОС. На данном этапе учителю необходимо создать проблемную ситуацию так, чтобы учащиеся сами назвали цель урока, а так же саму тему. Результативность учебно-воспитательного процесса, состояние познавательной активности зависят от осознанности учеником цели деятельности. Как отмечал Д.Г.Лейтес, эта цель не может возникнуть у ученика автоматически, как прозвенит звонок, она должна быть выращена и осознана учеником с помощью учителя. В этом случае деятельность учителя должна быть направлена на создание условий для формирования активного целеполагания на уроке.

Практические приемы: опорные схемы, диалог, мозговой штурм, мозговая атака, постановка проблемных вопросов, игровые моменты, раскрытие практической значимости темы, использование музыки и других эстетических средств.

Четвёртый этап. Первичное закрепление в знакомой ситуации

Пятый этап. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Шестой этап. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель этапа: расширить и углубить знания, умения, полученные на уроке.

Задачи этапа:
— разъяснить учащимся методику выполнения домашнего задания;
— обобщить и систематизировать знания;
— способствовать применению знаний, умений, навыков в разных условиях;
— применить дифференцированный подход.

Домашние задания могут быть: устными или письменными; обычными или программированными; долгосрочными или краткосрочными; требовать от учащихся различных усилий мысли ( репродуктивные, конструктивные, творческие).

Седьмой этап. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Рефлексия — самоанализ и самооценка своей деятельности. Если говорить о рефлексии как этапе урока, то это оценивание своего состояния, эмоций, результатов своей деятельности на занятии.

Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.

Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

Структура урока «открытия» новых знаний по ФГОС

Мотивирование на учебную деятельность. Ученик должен осознанно вступить в учебную деятельность. Для этого учитель должен создать условия, когда учащийся понимает требования к нему на уроке, испытывает желание включиться в работу и верит, что учебная деятельность ему под силу.

Актуализация знаний. Организуется подготовка учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия. Выполняя задания, ученики фиксируют свои затруднения.

Выявление места и причины затруднения. Под руководством учителя ученики восстанавливают порядок проведенных действий и определяют конкретное место затруднения. Сверяя свои действия с используемым способом (алгоритмом), учащиеся определяют причину затруднения — конкретные знания и умения, которых пока нет для решения поставленной задачи

Очень важно все действия проговаривать вслух.

Построение проекта решения проблемы. Учащиеся обдумывают и обсуждают свои будущие учебные действия: ставят цель (устранение возникшего затруднения), определяют тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и подбирают средства

Учитель руководит с помощью подводящего или побуждающего диалога или с использованием исследовательских методов. Выбор конкретного метода зависит в первую очередь от степени подготовленности класса.

Реализация проекта. Путем обсуждения различных вариантов, предложенных учащимися, выбирается оптимальный способ действий, который используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. При этом учитель должен незаметно подвести учеников к правильному способу. После решения задачи ученики отмечают преодоление возникшего ранее затруднения и высказывают мысль о том, что этот способ подходит для решения подобных задач.

Первичное закрепление. Учащиеся решают типовые задания на новый способ действий, проговаривая алгоритм решения вслух. При этом работа может проводиться фронтально, в группах или в парах.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Ученики уже самостоятельно выполняют задания нового типа и сами проверяют правильность решения, сравнивая с эталоном. После этого обсуждаются результаты. Желательно создать ситуацию успеха для каждого ребенка.

Включение в систему знаний и повторение. Определяется, когда можно применять новые знания, как они могут пригодиться в будущем. Даются задания, где выработанный способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Рефлексия учебной деятельности на уроке. Ученики напоминают себе новое содержание, изученное на уроке. Организуется самоанализ и самооценка учениками своей учебной деятельности. Делаются выводы о достижении поставленной в начале урока цели.

Выполнение контрольной деятельности

Главная задача мотивации к коррекционной деятельности аналогична описанной ранее и состоит в выработке внутренней готовности учащихся к реализации требований образовательной работы. В данном случае, однако, имеет место контрольно-коррекционная направленность. В этой связи необходимо:

  1. Установить цель урока и сформировать условия для появления внутренней потребности у учеников включиться в работу.
  2. Актуализировать требования, предъявляемые к обучающемуся со стороны контрольно-коррекционных действий.
  3. В соответствии с решенными ранее задачами, определить тематические пределы и создать ориентиры для работы.
  4. Сформулировать метод и процедуру контроля.
  5. Определить критерий оценивания.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ПЕДАГОГИЧЕСОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ

Центральным компонентом всей деятельности учителя является урок, который является не самоцелью, а средством, инструментом развития личности ученика. Современный урок по ФГОС – личностно ориентированный.

Созданию максимально благоприятных условий для появления личностных способностей, для актуализации личностного потенциала обучающегося и призвана технологическая карта как форма обобщенно-графическго планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающегося, выражение сценария урока, основы его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы.

Построение технологической карты зависит от типа урока, которые мы сейчас и рассмотрим:

Виды рефлексии

В начале и в конце урока огромное значение для педагога имеет установка эмоционального контакта с учениками. Для этого он может воспользоваться приемом рефлексии настроения. Самым простым вариантом при этом явится показ карточек с изображением смайликов. Причем изображенные на картинке лица должны быть веселыми, грустными и нейтральными. Кроме того, учитель может предложить ребятам остановить свой выбор на солнышке или на тучке. Первый рисунок будет означать хорошее настроение, а второй – плохое.

Еще одним приемом рефлексии настроения является выбор одной из двух картин. На одной из них изображен пейзаж, проникнутый печалью, а на второй – весельем и радостью. Ученики должны выбрать рисунок, соответствующий их настроению.

Следующий вид рефлексии – рефлексия деятельности. Она представляет собой осмысление приемов и способов работы, выполняемой над учебным материалом. Такой вид применяется, как правило, при проверке заданий в конце урока. В этом случае учащимся предлагается оценить результаты урока в виде окончания таких фраз, как:

  • Я разобрался…
  • Я узнал…
  • Я сумел… и т. д.

Структура уроков развивающего контроля

Этот тип уроков можно сравнить с традиционными уроками, когда сначала проводятся контрольные работы, а на следующем уроке — работа над ошибками. Принципиальная разница заключается в том, что на этих уроках делается акцент на самоконтроле, на развитии самоанализа у учеников. На таких уроках продолжается формирование у учащихся контрольно-оценочных способностей. Проводятся они после изучения большого блока материала, занимают два часа, поэтому чаще используются в преподавании таких предметов, как математика, русский язык, физика.

Уроки развивающего контроля состоят из следующих этапов.

1 урок

Мотивация к контрольно-коррекционным действиям

Требуется, чтобы ученики подготовились к контрольной, осознали ее необходимость, чувствовали себя уверенно.

Актуализация и пробное действие

Проводится актуализация знаний по теме. Выполняется контрольная работа. Затем проводится самопроверка по эталону. Ученики проверяют свои работы и ставят себе оценки, но не исправляют ошибки.

В промежутке между двумя уроками учитель сам проверяет работы и выставляет за них оценки.

2 урок

Локализация затруднений

Ученики определяют свои ошибки и затруднения.

Целеполагание и построение плана коррекции выявленных затруднений

Ученики должны выбрать для себя индивидуальные цели и определить средства и способы решения затруднений.

Реализация проекта

Учащиеся работают по составленному проекту. Для тех, кто совершил одинаковые ошибки, возможна работа в группах.

Обобщение затруднений

Обязательно проговариваются затруднения, выбранные пути их разрешения, алгоритм решения. Объясняют, почему выбрали именно этот путь.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Ученики работают самостоятельно по тем заданиям, по которым возникли затруднения. Проверяют по образцу и отвечают на вопрос, разрешены ли затруднения, исправлены ли ошибки.

Включение в систему знаний

Для закрепления полученных знаний выполняются задания, аналогичные предыдущим, но более творческие.

Рефлексия

Ученики анализируют свою работу на уроке. Если есть необходимость, то дается домашнее задание.

Уроки общеметодологической направленности

Этапы урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Универсальные учебные действия

1.этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.

Настрой на работу.

Подготовка класса к работе.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам

2. этап актуализации и пробного учебного действия

Обсуждают что им уже известно по данной теме

Активизирует знания учащихся и создаёт проблемную ситуацию

Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Логические –формулирование проблемы.

3. этап локализации индивидуальных затруднений; выявления места и причины затруднения;

Дети предлагают свои способы переводапрактической ситуации на математический язык

Анализирует предложенные модели и помогает в выборе наиболее удачной

Регулятивные:целеполагание, прогнозирование;

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

4. этап построения проекта коррекции выявленных затруднений; проекта выхода из затруднения;

Решают практические задачи различными способами. Сравнивают полученные результаты.

Консультирует, проверяет правильность решения и помогает в оформлении

Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач

Коммуник-е: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познават-е: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания

5. этап реализации построенного проекта

6. этап обобщения затруднений во внешней речи;

7. этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Самостоятельная работа и самопроверка

Эти этапы современного урока по ФГОС имеют особое значение. В ходе самостоятельной работы проверяется степень освоения полученного знания, формируется (по возможности) успешная ситуация. Эти этапы урока по ФГОС предполагают:

  1. Выполнение работы, аналогичной первой, но решаются задания, в которых ранее были допущены ошибки.
  2. Проведение самопроверки по эталону и фиксация результатов.
  3. Установление преодоления затруднения, которое возникло ранее.

Эти этапы урока по ФГОС включают в себя особый вид работы для тех детей, у кого проблем при решении в первый раз не возникало. Они занимаются заданиями творческого уровня по образцу и затем проводят самостоятельную проверку результатов.

Структура урока

Структуру урока составляют его элементы, обеспечивающие целостность и сохранность ключевых черт при всевозможных вариантах.

Традиционно выделяют такие структурные элементы урока, как:

Организационный момент (2 минуты)
Его задача состоит в том, чтобы привлечь внимание ребят, заинтересовать их темой урока, поставить задачи.
Повторение пройденного, проверка домашнего задания (3 минуты). Перед началом новой темы учитель должен проверить, насколько учащиеся усвоили предыдущий материал, а затем подготовить их к восприятию новой информации.
Изучение нового материала (20 минут)
Учитель излагает информацию с научной точки зрения, но при этом увлекательно и доступно для детей. Они, в свою очередь, не только внимательно слушают, но и могут задавать интересующие вопросы.
Закрепление знаний (5 минут). Здесь уже вполне можно применять упражнения и особые задания с целью наиболее полного усвоения новой темы. Также необходимо провести беседу с целью выработки умений и внедрения знаний.
Подведение итогов (2 минуты)

На данном этапе важно выяснить, чему научились дети на уроке, что узнали нового. Информация о домашнем задании (3 минуты)

Учитель подробно объясняет, что учащимся предстоит выполнить дома, при этом важно, чтобы задание было понятно всем и записано в дневник.

Типы уроков

Попытки классифицировать уроки, разбить их на несколько типов предпринимались очень давно. Однако первую наиболее популярную и применяемую на практике классификацию ввёл Б. П. Есипов. Он выделил следующие типы уроков:

  1. Урок изучения нового материала (лекция, конференция, экскурсия, исследовательская работа, урок с элементами беседы).
  2. Урок закрепления знаний и выработки умений и навыков (практикум, лабораторная работа, деловая игра, дискуссия).
  3. Урок обобщения и систематизации знаний (семинар, конференция, диспут).
  4. Урок контроля и оценки знаний, умений, навыков учащихся (зачет, экзамен, проверочная работа, диктант).
  5. Комбинированный урок (практикум, конференция, семинар, контрольная работа, лекция).

У классических уроков есть свои положительные и отрицательные стороны. К плюсам относятся:

  • организационная чёткость педагогического процесса;
  • системный характер обучения;
  • эмоциональное воздействие учителя на учащихся;
  • изобилие информации, внедрение технических средств и наглядности.

Из минусов стоит назвать следующие:

  • педагог ограничен временными рамками;
  • сложность реализации индивидуального подхода при большом количестве учащихся;
  • в связи с опорой на формирование умений и навыков, мало внимания уделяется развитию познавательной сферы детей.

Требования к проведению урока и анализу

Современные общие требования к проведению любого урока рассматриваются в трех аспектах:

  1. Дидактические:
  • чёткое определение места конкретного урока среди остальных уроков;
  • соотношение содержания урока и учебной программы;
  • учёт основ целостного педагогического процесса;
  • выбор подходящих методов, более действенных средств и приёмов обучения;
  • наличие межпредметных связей.

Воспитательные и развивающие методы:

  • развитие памяти, внимания и мышления школьников;
  • воспитание моральных характеристик личности;
  • развитие познавательного интереса;
  • соблюдение учителем педагогического такта;
  • развитие творческих способностей детей;
  • создание проблемной ситуации.

Организационные требования к уроку:

  • составление продуманного проекта урока;
  • чёткость проведения урока;
  • поддержание рабочей дисциплины;
  • внедрение разнообразных средств обучения и информационных технологий;
  • динамичность урока;
  • логическая завершённость урока.

Уроки необходимо анализировать с целью выявления ошибок, недочетов и последующего их устранения. При проведении анализа необходимо опираться на психолого-педагогическую науку и передовой педагогический опыт. Анализ должен быть полным, глубоким и всесторонним: оценка урока с учетом связи всех его компонентов и их дидактической обусловленности, обсуждение его в связи с прошлыми уроками изучаемой темы, упор на более значимые моменты, учет специфики учебного предмета

При анализе важно дать объективную, научно обоснованную оценку урока, а также подчеркнуть выводы и оставить необходимые рекомендации

Занятие общеметодологической направленности

Этапы комбинированного урока по ФГОС ориентированы на формирование у детей представления о приемах, связывающих изучаемые ими понятия в одну систему. Кроме этого, они способствуют осознанию методов построения плана непосредственно самой образовательной деятельности. Она, в свою очередь, обеспечивает самостоятельное изменение и саморазвитие обучающихся. На таких занятиях осуществляется создание норм и способов учебной деятельности, самооценки и самоконтроля, рефлексивной самоорганизации. Такие занятия считаются надпредметными. Они проводятся за рамками какой-либо дисциплины на классном часе или во время внеклассного мероприятия.

Заключение

Разбиение уроков на этапы позволяет подавать материал четко структурированным, в логической последовательности, обеспечивая при этом непрерывную координацию деятельности учащихся. Для каждого занятия должны определяться задачи, варианты действий учеников

Немаловажное значение имеет и организационный этап урока по ФГОС. Он предшествует формированию мотиваций у детей

После приветствия, преподаватель проводит проверку подготовленности, определяются отсутствующие

После этого фокусируется внимание учеников, задается необходимый настрой на восприятие информации. При необходимости и наличии возможности педагог может откорректировать план занятия на организационном этапе

4-й этап. Итоги занятия

Деятельность обучаемых:

Познавательная Коммуникативная Регулятивная

Осуществляемые действия:

Выстраивают причинно-следственные связи

Осуществляемые действия: 

Взаимодействие в групповом коллективе

Осуществляемые действия:

Прогнозируют развитие процессов в живых организмах

Формируемые способы деятельности:

Презентуют модель

Формируемые способы деятельности:

Высказывают и отстаивают свою точку зрения, принимают чужую точку зрения, оппонируют собеседнику

Формируемые способы деятельности:

Учатся предвидеть события, строят жизненные планы во временной перспективе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector