Что такое псевдобульбарная дизартрия

Первые признаки и основные симптомы дизартрии

Независимо от того, стала ли дизартрия последствием нарушения внутриутробного развития или влияния патологических факторов в первые недели и месяцы жизни, ее первые симптомы проявятся довольно быстро

Задача родителей вовремя отреагировать на подобные проявления и обратить на них внимание специалиста. Чем раньше будет организовано лечение, тем больше шансов на успех

  • Крик ребенка отличается слабостью и монотонностью. Зачастую сложно отличить, требует он что-либо или пытается жаловаться на неудобства.
  • Сосание и глотание нарушены, грудничок постоянно давится молоком, не способен качественно пережевывать твердую пищу.
  • Мимика у таких детей отсутствует или не отличается многообразием эмоций и выражений. Лицо больше похоже на маску.
  • В плане моторного развития малыш заметно отстает, ползать и ходить начинает позже положенного срока. Нередко он пытается передвигаться не с помощью перекрестных движений рук и ног, а скачками или ползает на попе.
  • Гулять и лепетать он опять же начинает позже, в его речи постоянно присутствует назальная интонация, как будто у него заложен нос.
  • Может наблюдаться обильное слюнотечение. Это особенно заметно, когда малыш спит. Рот ребенка приоткрыт, из уголка капает слюнка.

Дизартрия представлена четырьмя степенями заболевания, которые разделяются по степени поражения речевой функции:

  1. Стертая (первая) степень. Сначала в поведении таких детей сложно найти существенные отличия от сверстников. Симптомы выражены слабо, нередко маскируются под другие состояния, связанные с нервными заболеваниями. Чаще всего такой диагноз ставится в 5 лет, когда различия становятся очевидны. Ребенок не уменьшает слова, а коверкает их, не может выдерживать интонацию, к концу фразы кажется, что он задыхается. Малышу сложно читать стихи с выражением, начинаются проблемы с грамотой (он не может определять звуки). Мимика скованна, отмечается слюнотечение. В данном случае лечение зачастую дает нужный результат вплоть до полного восстановления речевой функции.
  2. Вторая степень. Речь еще внятна, но дефекты очевидны. Окружающие способны понимать таких детей, но с приложением усилий. Лечение перспективно, но потребует больше времени.
  3. Третья степень. Ребенка понимают только его родители, близкие люди. Окружающим она кажется набором несвязанных звуков.
  4. Четвертая степень. Речь настолько невнятна, что ее не могут понять даже самые близкие для малыша люди, которые постоянно находятся рядом с ним.

По статистике чаще всего у детей встречается псевдобульбарная дизартрия, которая представлена рядом дополнительных симптомов. Это может быть нарушение мышечного тонуса, выраженная моторная неловкость (особенно в работе с мелкими предметами), тревожность и эмоциональные всплески. У такого ребенка знакомство со всем новым вызывает трудности и дискомфорт, даже если ему уже исполнилось 6-7 лет.

Диагностика дизартрии

При диагностике наибольшую трудность вызывает разграничение дислалии от псевдобульбарной или корковой формы дизартрии.

Стертая форма дизартрии является пограничной патологией, которая находится на рубеже между дислалией и дизартрией. В основе всех форм дизартрии лежат всегда очаговые поражения мозга с неврологической микросимптоматикой. Вследствие этого для постановки правильного диагноза нужно проводить специальное неврологическое обследование.

Также следует разграничивать дизартрию от афазии. При дизартрии нарушена техника речи, а не праксические функции. Т.е. при дизартрии больной ребенок понимает написанное и услышанное, может логично выражать свои мысли, несмотря на дефекты.

Постановка дифференциального диагноза происходит на основании общего системного обследования, разработанного отечественными логопедами, с учетом специфики перечисленных неречевых и речевых нарушений, возраста, психоневрологического состояния ребенка. Чем младше ребенок и чем меньше его уровень речевого развития, тем более значим в диагностике анализ неречевых расстройств. Поэтому сегодня, основываясь на оценке неречевых расстройств, разработаны способы раннего выявления дизартрии.

Наличие псевдобульбарных симптомов – это наиболее частое проявление дизартрии. Его первые признаки можно выявить даже у новорожденного. Такая симптоматика характеризуется слабостью крика или вообще его отсутствием, нарушением сосательного рефлекса, глотания или их полное отсутствие. Крик у больных детей на продолжении длительного времени остается тихим, часто с носовым оттенком, плохо модулированным.

Дети при сосании груди могут захлебываться, синеть, иногда молоко может вытекать из носа. В более тяжелых случаях ребенок в первое время вообще может не брать грудь. Кормление таких детей происходит через зонд. Дыхание может быть поверхностным, часто аритмичным и учащенным. Такие нарушения сочетаются с подтеканием молока изо рта, с лицевой асимметричностью, отвисанием нижней губы. Вследствие этих расстройств ребенок не может захватить соску или сосок груди.

По мере взросления ребенка все больше проявляется недостаточность интонационной выразительности крика и голосовых реакций. Все звуки, издаваемые ребенком, отличаются однообразностью и появлением позже нормы. Ребенок, страдающий на дизартрию, на протяжении длительного времени не может кусать, жевать, может давиться твердой пищей.

С взрослением ребенка постановка диагноза происходит на основании следующих речевых симптомов: устойчивых дефектов произношения, недостаточности произвольной артикуляции, голосовых реакций, неправильности расположения языка в ротовой полости, расстройства голосообразования, речевого дыхания и задержки развития речи.

К основным признакам, по которым проводят дифференциальную диагностику, относят:

— наличие слабовыраженной артикуляции (недостаточное загибание кончика языка вверх, тремор языка и др.);

— наличие просодических расстройств;

— наличие синкинезии (например, движения пальцев рук, которые возникают при движениях языком);

— замедленность темпа артикуляций;

— трудность удержания артикуляции;

— трудность в переключении артикуляций;

— устойчивость нарушений произношения звуков и затруднение автоматизации поставленных звуков.

Также правильный диагноз помогают установить функциональные пробы. Например, логопед просит ребенка открыть рот и высунуть язык, который следует удерживать неподвижно посередине. Одновременно с этим ребенку показывают передвигаемый в боковом направлении предмет, за которыми ему нужно следить. О наличии дизартрии при этой пробе свидетельствует движение языка в сторону, в которую двигаются глаза.

При обследовании ребенка на наличие дизартрии необходимо особое внимание уделять состоянию артикуляции в покое, при движениях мимики и общих движениях, в основном артикуляционных. Необходимо обратить внимание на объем движений, их темп и плавность переключения, соразмерность и точность, наличие оральных синкинезий и др

Лечение

Лечение требует комплексного подхода, так как монотерапия (прием одного медикамента) ничего не даст. Основные цели терапевтических мероприятий — коррекция речи, нормализация речевого дыхания и устранение нарушений голоса. Для этих целей назначаются лекарственные препараты, лечебная физкультура (ЛФК), логопедические занятия.

Медикаментозная терапия

Лекарственные препараты подбираются врачом в зависимости от вида патологии. Чаще всего назначаются следующие фармакологические группы:

  • Ноотропы — препараты, предназначенные для повышения умственных способностей и улучшение памяти. К таким лекарствам относится «Энцефабол», «Пантокальцин», «Пикамилон»;
  • Седативные (успокаивающие) — медикаменты, снимающие нервное перенапряжение, обладающие противотревожным воздействием. Наиболее популярные — «Персен» и «Ново-пассит»;
  • Блокаторы кальциевых каналов — нормализуют мозговое кровообращение, работу сосудистой системы, снижают риск развития кислородного голодания клеток головного мозга. Результативными препаратами считаются «Циннаризин», «Глиатилин» и «Инстенон»;
  • Метаболики — коррекция функций дыхательных функций, улучшение обмена веществ, нормализация мозгового кровообращения. Применяются при различных черепно-мозговых травмах, гипоксии и прочих патологических состояниях. Чаще всего назначают — «Церебролизат» или «Актовегин».

Любое назначение делается врачом после проведения диагностики и постановки точного диагноза. Самолечение недопустимо и приводит к отягчающим последствиям.

Занятия с логопедом

Логопедические процедуры благотворно воздействуют на мышцы артикуляционных органов и развивает мелкую моторику. Индивидуальные методики разрабатывает логопед в зависимости от патологического состояния. В комплекс упражнений, как правило, входят:

  • Артикуляционная и пальчиковая гимнастика;
  • Упражнения, развивающие голос (ортофония);
  • Дыхательная гимнастика;
  • Коррекция выразительности речи;
  • Лечение и коррекция нарушений письменной речи;
  • Восстановление читательских способностей.

Лечебная гимнастика

Одна из важных методик при дизартрии любой степени. Упражнения выполняются в домашних условиях на постоянной основе. Это могут быть повороты туловища, наклоны вперёд и прочее

При выполнении любых комплексных упражнений важно правильно дышать. Глубокий вдох делается через рот, а медленный выдох через нос. Гимнастика помогает нормализовать обменные функции, укрепить организм и улучшить мозговое кровообращение

Гимнастика помогает нормализовать обменные функции, укрепить организм и улучшить мозговое кровообращение.

Массаж

Логопедический массаж при дизартрии нужно делать аккуратно, чтобы не причинить пациенту боль. Индивидуальный комплекс мероприятий разрабатывает логопед. Для улучшения артикуляционных способностей специалисты рекомендуют несколько техник массажных упражнений:

Область массирования  Методика 
Язык  Каждое упражнение выполняется не менее 5—7 раз. Для начала необходимо погладить язык указательным пальцем. Движение — спиралевидное. При этом нужно слегка надавливать, не злоупотребляя силой давления. Второй комплекс упражнений — умеренные пощипывания и поглаживания. Производятся от кончика языка до его середины.
Губы  Массаж делается двумя пальцами. Движения — спиралевидные и волнообразные. Сначала аккуратно массируется верхняя губа, затем нижняя и уголки губ. Завершающий этап — поглаживания, лёгкие пощипывания и похлопывания.
Нёбо  Сначала производятся поглаживания языком по направлению от клыков до середины нёба. Затем делаются похлопывания в том же направлении. Завершение — поглаживания нёба языком волнообразными движениями.

В период реабилитации назначается физиотерапия, иглоукалывание, принятие лечебных ванн, гирудотерапия (лечение пиявками). Немаловажную роль в лечении дизартрии играют дельфинотерапия, арттерапия (лепка из глины, терапия рисунками и прочее), сенсорная терапия. Эффективность лечения зависит от правильности подобранной индивидуальной терапевтической программы.

Специалисты Юсуповской больницы имеют высшие врачебные категории, многолетний опыт по успешному устранению патологии и используют только современное оборудование. Благодаря этому каждому пациенту оказывается квалифицированная помощь и подбирается самая результативная индивидуальная методика для лечения дизартрии.

Степени тяжести

Дизартрия у ребенка может быть различной степени тяжести. Выраженность нарушений разделена врачами на 4 класса. Чем он выше, тем серьезнее и тяжелее болезнь.

Первая степень

Это самая распространенная степень дизартрии. Она называется стертой. Большинство врачей склонны выделять ее в отдельную форму заболевания, т.к. она сложно обнаруживается и встречается очень часто. Как правило, ее находят в возрасте около 5 лет. Сложность состоит в том, что сам ребенок почти не отличается от одногодок, а заболевание легко маскируется под другие нарушения ЦНС.

Взрослые могут заметить у ребенка искажения, смешения или замену звуков. Зачастую дети не могут произносить свистящие или шипящие звуки, из-за чего большинство из них не справляются с длинными словами, опуская отдельные их части.

Стертая дизартрия у некоторых детей сопровождается иными симптомами. Зачастую проявляется резкое снижение окраса речи, теряется интонация, голос становится болезненным, как при насморке. Многие дети не способны имитировать звуки, из-за чего у них не получается изобразить мяуканье кошки и т.п. Речь у них всегда монотонна.

Вторая степень

Следующая степень болезни отличается чуть более выраженными симптомами. Больные обладают вполне понятной речью, но она выделяется четко выраженными дефектами произношения. Близкие люди легко понимают слова и зачастую вообще не придают значения неправильному произношению тех или иных звуков. Люди, которые слышат речь впервые, без проблем разбирают фразы, но вынуждены вслушиваться, чтобы точно понять, что сказал ребенок.

Третья степень

Произношение на третьей степени болезни значительно ухудшается. Родители разбирают речь без проблем, но в первое время вынуждены прислушиваться. Другие люди слов малыша практически не понимают, причем даже попытки вслушаться или разобрать отдельные фразы, как правило, особого результата не дают.

Четвертая степень

Самая тяжелая степень дизартрии – четвертая. Она отличается тем, что речь ребенка не могут разобрать даже родители. В некоторых случаях дети не могут разговаривать вообще. Если легкая и средние степени заболевания легко поддаются лечению, то в случае с последней шансы даже на частичное выздоровление намного ниже.

Причины дизартрии

Основной причиной возникновения данного речевого расстройства считается недостаточная иннервация аппарата речи, которая появляется вследствие поражения определенных отделов мозга. У таких пациентов отмечается ограничение в подвижности органов, участвующих в воспроизведении речи – язык, небо и губы, тем самым усложняя артикуляцию.

У взрослых заболевание может проявляться без сопутствующего распада речевой системы. Т.е. не сопровождается расстройством восприятия речи посредством слуха или нарушением письменной речи. Тогда как у детей дизартрия нередко является причиной расстройств, приводящих к нарушениям чтения и письменной речи. При этом сама речь характеризуется отсутствием плавности, сбитым ритмом дыхания, изменением темпа речи в сторону то замедления, то ускорения. В зависимости от степени дизартрии и разновидности форм проявления существует классификация дизартрии. Классификация дизартрии включает в себя стертую форму дизартрии, выраженную и анартрию.

Симптоматика стертой формы заболевания имеет стертый вид, вследствие чего дизартрию путают с таким расстройством как дислалия. Дизартрия от дислалии отличается наличием очаговой формы неврологических симптомов.

При выраженной форме дизартрии речь характеризуется как нечленораздельная и практически непонятная, нарушено звукопроизношение, расстройства также проявляются и в выразительности интонаций, голосе, дыхании.

Анартрия сопровождается полным отсутствием возможностей для воспроизведения речи.

К причинам возникновения заболевания можно отнести: несовместимость по резус-фактору, токсикоз беременных, различные патологии формирования плаценты, вирусные инфекции матери во время беременности, длительные или, наоборот, стремительные роды, которые могут вызвать кровоизлияния в мозг, инфекционные заболевания мозга и его оболочек у новорожденных.

Различают тяжелые и легкие степени дизартрии. Тяжелая степень дизартрии неразрывно взаимосвязана с детскими церебральными параличами. Легкая степень дизартрии проявляется нарушением мелкой моторики, произношения звуков и движений органов артикуляционного аппарата. При такой степени речь будет понятной, но нечеткой.

Причинами возникновения дизартрии у взрослых может быть: перенесенные инсульт, сосудистая недостаточность, воспаление или опухоль головного мозга, дегенеративные, прогрессирующие и генетические заболевания нервной системы (болезнь Альцгеймера, Хантингтона), астенический бульбарный паралич и рассеянный склероз.

Еще одними причинами возникновения заболевания, гораздо менее распространенными, являются травмы головы, отравление угарным газом, передозировка лекарственными препаратами, интоксикация в связи с чрезмерным употреблением алкогольных напитков и наркотических средств.

Виды дизартрии и их характеристики

Дизартрия у детей может проявляться в виде одной из форм, которые разделяются по типу расположения очага заболевания:

  • Бульбарная. Характеризуется параличом мышц, отвечающих за формирование звуков. Страдают целые группы мышечных волокон, поэтому на фоне основного заболевания отмечаются проблемы с глотанием жидкой пищи. При данной форме звуки практически не отличаются друг от друга, мимика у ребенка нередко отсутствует.
  • Псевдобульбарная. Паралич мышц, отвечающих за формирование звуков, наблюдается в результате поражения соответствующих отделов головного мозга. Для таких малышей характерен непроизвольный смех или плач, рефлексы орального автоматизма. Псевдобульбарная дизартрия обладает характерным признаком – монотонностью речи.
  • Корковая. В результате одностороннего поражения тканей коры головного мозга происходит парез или паралич речевых мышц. Общая структура речи у таких детей сохраняется, отмечается лишь неправильное произношение отдельных слогов.
  • Подкорковая. Поражаются подкорковые отделы, отвечающие за формирование речи. Разговор малыша получается смазанным и невнятным, это дополняется патологическими движениями в отдельных группах мышц.
  • Мозжечковая. Если повреждается мозжечок, то ребенок начинает говорит растянуто, тональность и громкость его речи постоянно меняется и сложно поддается контролю.
  • Смешанная. Самый частый вариант развития событий при травмах у детей в возрасте до 2 лет. В нем сочетается несколько перечисленных форм и характерных для них проявлений.

Чтобы определить тип заболевания недостаточно оценить его внешние проявления, только специалист может поставить окончательный диагноз, приняв во внимание клиническую картину и дополнительные методы исследования

Лечение в детском возрасте

Терапия дизартрии в детском возрасте проводится комплексно.

Основой курса лечения являются логопедические упражнения, специальная лечебная физкультура и массаж артикуляционных мышц лица. Дополнительно ребенку может быть назначено медикаментозное лечение.

Самостоятельно избавляться от дизартрии нельзя ни в коем случае. Ошибки могут не только замедлить процесс восстановления функций речевого аппарата, но и усугубить ситуацию, увеличив риск осложнений патологии.

Логопедия

Логопедические программы являются основным способом лечения дизартрии у детей. Занятия проводятся со специалистом и повторяются в домашних условиях. Комплексы упражнений составляются в индивидуальном порядке.

При лечении дизартрии логопеды используют специальную гимнастику для развития речевого аппарата, игровые варианты терапии и компьютерные тренажеры. Проводиться занятия должны до полного выздоровления ребенка.

Детям с диагнозом дизартрии рекомендуется посещать специализированные логопедические группы в детских садах.

При отсутствии тенденции к выздоровлению ребенка могут направить в коррекционную школу.

Логопеды используют следующие методики:

  • ортофонические упражнения;
  • дыхательная гимнастика;
  • артикуляционная гимнастика;
  • работа над выразительностью речи;
  • логопедический массаж;
  • развитие речевой коммуникации.

О симптомах и лечении вазомоторного ринита у детей читайте здесь.

Медикаменты

Медикаментозное лечение дизартрии у детей основывается на приеме лекарственных средств, относящихся к категории ноотропов.

Данная категория медикаментов оказывает благоприятное воздействие на состояние головного мозга.

Ноотропы улучшают память, повышают умственную активность и стимулируют интеллектуальную деятельность.

При дизартрии используются следующие виды ноотропов:

  • Пантогам;
  • Глицин;
  • Семакс;
  • Фенибут.

Домашняя ЛФК

В домашних условиях с ребенком обязательно проводится специальная артикуляционная гимнастика. Задачей такой процедуры является укрепление мышц лица. Проводить упражнения надо ежедневно.

Дополнительно необходимо делать с малышом развивающие упражнения — задачи на логику, занятия в игровой форме, произношение логопедических скороговорок и стихотворений.

Примеры ЛФК при дизартрии:

  • «заборчик» (показать зубы);
  • «трубочка» (губы надо сложить в трубочку);
  • «пожалеем язык» (погладить языком небо);
  • «накажем язык» (покусать язык);
  • «маляр» (движения языком из стороны в сторону).

Классификация

Медицинская классификация включает 6 видов дизартрии. Они различаются по проявлению болезни, а также локализации патологического очага. Существуют следующие виды дизартрии:

  1. Бульбарная. Главной характеристикой этого вида является паралич мышц, которые отвечают за формирование речи человека. Нарушение работы мышечных клеток происходит из-за поражения нервных тканей. Зачастую такая форма болезни протекает очень тяжело, т.к. при этом трудно глотать жидкую пищу. Произносимые звуки практически неразличимы, речь невнятная, мимика полностью отсутствует.
  2. Псевдобульбарная. Такой вид дизартрии так же, как бульбарный, сопровождается параличом речевых мышц. Происходит это при повреждении отдельных частей головного мозга. Больные псевдобульбарной дизартрией разговаривают очень монотонно, но более понятно. Часто при такой форме заболевания дети непроизвольно смеются или плачут, а также сохраняют рефлекс орального автоматизма после полугодовалого возраста.
  3. Корковая. Этот вид болезни отличается повреждениями структур головного мозга с одной стороны, из-за чего происходит паралич мышц, отвечающих за функцию речи. При этом структура речи больного остается неизменной, но некоторые слоги произносятся неправильным образом.
  4. Мозжечковая. Дизартрия такого типа наблюдается у детей, получивших повреждения одноименной части мозга. Мозжечковый тип отличается тем, что больные говорят очень растянуто, а их голос постоянно изменяется в тональности и громкости.
  5. Подкорковая. Наблюдается у людей, которые имеют поврежденные подкорковые структуры, что приводит к нарушениям речевого аппарата. Может сочетаться с гиперкинезом. Особыми чертами речи являются невнятность, смазанность.
  6. Смешанная. Представляет собой сочетание сразу нескольких очагов поражения, из-за чего проявляются гораздо более серьезные проблемы с речью. Чаще всего встречается у детей до двух лет, получивших различные травмы.

При качественной диагностике вид болезни выявляется очень быстро.

Согласно книгам Винрарской, патогенез дизартрии связывается с целым спектром нарушений, локализующихся в различных отделах головного мозга:

  • Коры обоих полушарий (корковая дизартрия).
  • Мозгового ствола (отсюда – бульбарная и псевдобульбарная дизартрия у детей).
  • Подкорково-стволовых отделов (подкорковая, или экстрапирамидная дизартрия).
  • Подкорково-мозжечковых структур (подкорковая дизартрия, мозжечковая дизартрия).
  • Травмы нескольких частей (смешанная, могут сочетаться, к примеру, бульбарная и мозжечковая дизартрия или бульбарная и корковая дизартрия).

При псевдобульбарной дизартрии наблюдаются:

  1. Паралич речевого аппарата.
  2. Непроизвольные эмоциональные реакции (плач, смех).

При бульбарной:

  1. Отсутствие мимической реакции.
  2. Затрудненное глотание.
  3. Сказанное звучит, как «каша».
  4. В отдельных случаях – сходство с корковой.
  5. При корковой дизартрии у детей, в отличие от бульбарной, прослеживается корректная структура речи с ошибками в отдельных слогах.

В русскоязычных медицинских изданиях распространена такая классификация:

  1. Спастико-паретическая дизартрия (нарушен мышечный тонус лицевых мышц).
  2. Спастическая (поражены нейроны).
  3. Спастико-ригидная (нарушен тонус лица в связи с поражением ганглиев).
  4. Атактическая (при нарушениях в мозжечке).
  5. Гиперкинетическая (непроизвольные мышечные спазмы одной из глубинной, например экстрапирамидной, систем мозга).
  6. Стертая форма дизартрии
  7. Смешанная (комбинация одной или нескольких разновидностей).

Гиперкинетическая и спастико-паретическая дизартрия проявляются, как:

  • Дрожащий, сдавленный голос
  • Приоткрытый рот с подтеканиями слюны
  • Медленная речь, звучащая «в нос»
  • «Одеревенение» языка
  • Затрудненное глотание
  • Непроизвольная мимика

Спастическая:

  • Хрипотца
  • Назальное протяжное звучание
  • Приторможенность, звучание «в нос»
  • Неоднородный темп
  • Встречается при рассеянном или боковом амиотрофическом склерозе

Спастико-ригидная:

  • Хриплость или шепот
  • Неоднородный, сбивчивый темп
  • Дублирование звукосочетаний и слов
  • Частые паузы
  • Нарушение – частый спутник болезни Паркинсона

Атактическая – напоминает человека в нетрезвом состоянии.

Стертая:

  • Ослабление ротовых мышц
  • Обездвиживание верхней губы

Как проявляется дизартрия у детей?

Многие признаки дизартрии у детей родители могут обнаружить лично в домашних условиях. Им следует насторожиться, если:

  • ребенок никак не начинает говорить даже отдельных слов;
  • его речь отличается однотонностью, при этом он говорит либо слишком быстро, либо слишком медленно, но и в том, и в другом случае его сложно понять;
  • слова произносятся нечетко, смазанно, их звуковое оформление неверное;
  • при произнесении фраз начинает задыхаться;
  • речь у малыша гнусавая, несмотря на его здоровый нос;
  • речевой аппарат как будто не слушается, язык может самопроизвольно вывалиться, рот – находиться либо в полуоткрытом состоянии, либо с плотно сжатыми губами, при этом наблюдается чрезмерное слюноотделение;
  • в особо тяжелых случаях может фиксироваться полная немота.

Эти признаки – лишь видимая вершина айсберга. Но есть и другие, скрытые, которые связаны с нарушениями в работе мозга. Их сможет выявить только врач при аппаратном обследовании.

Коррекция дизартрии

Коррекционную работу для преодоления дизартрии необходимо проводить регулярно наряду с приемом медикаментозного лечения и реабилитационной терапии (например, лечено-профилактическими упражнениями, лечебными ваннами, гирудотерапией, иглоукалыванием и др.), которая назначается невропатологом. Хорошо зарекомендовали себя нетрадиционные методы коррекции, такие как: дельфинотерапия, изотерапия, сенсорная терапия, пескотерапия и др.

Коррекционные занятия, проводимые логопедом, подразумевают под собой: развитие моторики речевого аппарата и мелкой моторики, голоса, формирование речевого и физиологического дыхания, коррекция неверного звукопроизношения и закрепление поставленных звуков, работу над формированием речевой коммуникации и выразительностью речи.

Содержание и способы коррекционной работы различаются в зависимости от тяжести и формы дизартрии, степени речевого развития.

Выделяют основные этапы коррекционной работы. Первый этап занятия – это массаж, при помощи которого развивается мышечный тонус речевого аппарата. Следующим этапом является проведение упражнения для формирования правильной артикуляции, с целью последующего правильного произношения звуков ребенком, для постановки звуков. Затем проводится работа по автоматизации при звукопроизношении. Последним этапом является обучение правильному произношению слов с использованием уже поставленных звуков.

Немаловажным для положительного исхода дизартрии является психологическая поддержка ребенка близкими людьми

Для родителей очень важно научиться хвалить детей при любых его, даже самых крохотных достижениях. У ребенка необходимо сформировать положительный стимул для самостоятельных занятий и уверенность в том, что он все сможет

Если у ребенка не наблюдается совсем никаких достижений, то следует выбрать несколько вещей, которые у него лучше всего получаются и хвалить его за них. Ребенок должен чувствовать, что его любят всегда, вне зависимости от его побед или проигрышей, со всеми его недостатками.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Как лечить дизартрию у ребенка

В связи с тем, что заболевание дизартрия — не самостоятельное и может наблюдаться при различных проявлениях расстройств нервной системы, содержание и очередность всех лечебных мер будут установлены после постановки врачом клинического диагноза, учитывая возраст и состояние больного.

Лечение дизартрии у детей проводится комплексно. В зависимости от того, в какой стадии находится болезнь, применяются следующие мероприятия:

  • логопедическая коррекция;
  • лечение медикаментозное;
  • массаж;
  • дыхательная гимнастика;
  • ЛФК.

Опасное и тяжелое заболевание энцефалопатия печеночная практически всегда заканчивается летальным исходом. Есть ли способы этого избежать?

Не менее тяжелое расстройство речи у ребенка — сенсомоторная алалия. Лечение этого заболевания должно идти по нескольким направлениям. Только тогда оно будет достаточно успешным.

Лекарственные препараты назначает врач психоневролог. Как таковых лекарственных препаратов от заболевания не существует.

Врачом назначаются лекарства, которые лишь убирают симптоматику болезни и облегчают общее состояние больного.

В медикаментозное лечение дизартрии у детей входят такие препараты:

  • Пантогам и снимающие спазм сосудов лекарства;
  • Магне В6.

Из серьезных препаратов могут назначить:

  1. Сосудистые: Кавинтон, Циннаризин, Стугерон, Глиатилин и Инстенон.
  2. Ноотропы: Пантокальцин, Энцефабол, Пикамилон.
  3. Метаболитические: Церебролизин, Актовегин, Церебролизат.
  4. Седативные: Персен, Ново-пассит, Тенотен.

Неплохие результаты показали следующие лекарства: Пирацетам, Финлепсин и Цереброкурин.

Легче происходит лечение стёртой дизартрии у детей.

В таких случаях часто применяется иглоукалывание (рефлексотерапия), физиопрецедуры и даже гирудотерапия (лечебные пиявки). Эти способы лечения являются вспомогательными.

Логопедическая практика у ребенка основывается на общем развитии всех сторон речи: грамматический строй, словарь, фонематический слых.

Упражнения и гимнастика направлены на развитие слухового восприятия, системы дыхания, внимания и памяти, а также стимуляцию артикуляции и общей моторики

Это важно, так как такие дети испытывают часто трудности в обучении письменной речи

Отзывы родителей указывают на то, что среди прочих методик лечения дизартрии у детей очень полезным является также обучение детей в логопедических группах детского сада.

Популярной методикой лечения является дыхательная гимнастика Александры Стрельниковой, которая позволяет отрегулировать речевое дыхание и установить плавность речи.

Суть гимнастики — резкий вдох носом, на котором будет акцентировано внимание ребенка. Вдохи следует проводить произвольно и естественно. Выполняемые упражнения включают в процесс зарядки все части тела, вызывая общую физиологическую реакцию организма в целом и увеличивая потребность в кислороде

Выполняемые упражнения включают в процесс зарядки все части тела, вызывая общую физиологическую реакцию организма в целом и увеличивая потребность в кислороде

Вдохи следует проводить произвольно и естественно. Выполняемые упражнения включают в процесс зарядки все части тела, вызывая общую физиологическую реакцию организма в целом и увеличивая потребность в кислороде.

В зависимости от степени и формы дизартрии, дыхательные упражнения подбираются индивидуально.

Обычно лечение проводят в стационаре, затем амбулаторно. Основная цель лечения дизартрию — устранить первопричину ее появления, то есть основного заболевания. Полный курс терапии составляет 4-5 месяцев.

Немаловажное значение несет лечебная физкультура. Все виды упражнений — развитие общей моторики. Лучше провести их перед гимнастикой для органов речи, босым без обуви

Лучше провести их перед гимнастикой для органов речи, босым без обуви.

Проводят и курсы массажа

Каждая техника массажа выполняется осторожно, без усилий, с легким разминанием, чтобы не вызвать спазм

Симптоматика дизартрии

Болезнь имеет сложную классификацию. Врачи выделяют три этапа развития заболевания, но симптомы для них едины:

  • неспособность ребенка четко и правильно проговаривать слова;
  • проглатывание и каверканье слогов;
  • затруднение речи в целом;
  • закрепощение лицевых мышц;
  • нарушенная мимика;
  • изменение тональности голоса в процессе воспроизведения речи;
  • затрудненная моторика пальцев и кистей;
  • неспособность пользоваться элементарными предметами — ложкой, ручкой и т.д.;
  • ребенок испытывает сложности в обычных манипуляциях (завязывание шнурков, застегивание одежных молний и пуговиц).

    Симптоматика дизартрии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector