Дислексия
Содержание:
- Коррекция дислексии с упражнениями
- Симптомы у детей школьного возраста
- Что мешает читать и понимать прочитанное?
- Симптомы состояния, на которые нужно обратить внимание
- Какие формы она принимает?
- Виды дислексии и их характеристики
- Дислексия: наиболее важной является ранняя диагностика
- Причины и профилактика дислексии
- Дислексия и одаренность
- Различные формы расстройств
- Как лечить?
- Что делать, если есть подозрение на дислексию?
- Что такое дислексия?
- Коррекция дислексии по типам нарушения
- Причины возникновения состояния у детей младшего школьного возраста
- Дислексия — не признак слабоумия
- Виды дислексии
- Как выглядит дислексия с фото
- Патофизиология дислексии у детей
Коррекция дислексии с упражнениями
Борьба с патологией осуществляется при помощи логопедических занятий. Подход меняется в зависимости от формы заболевания. Если имеет место быть дислексия:
фонематическая, то суть занятий с больным сводится к коррекции звукопроизношения;
монистическая, то ведется работа над развитием слуховой и зрительной памяти;
семантическая, то лечение будет состоять в работе над усвоением грамматических языковых норм;
тактильная, то особое внимание уделяется пониманию пространственного представления оптически, ведется работа над зрительным представлением, анализом и синтезом;
аграмматическая, то лечение направлено на формирование грамматических основ языка.
Медикаментозное лечение также проводится. Однако оно состоит лишь из приема витаминов группы B и омега-3 жирных кислот.
Возможна более сложная терапия, если имеют место быть сопутствующие заболевания. Так, если взрослые пациенты страдают от депрессии и нервных расстройств, им могут прописать дельфинотерапию или иппотерапию. Сегодня специалисты доказали, что общение с животными повышает оптимизм и поднимает настроение. Дополнительно рекомендуется заниматься дыхательной и двигательной гимнастикой, танцами и музыкой. Посещение массажа также может улучшить состояние пациента.
Помочь при дислексии способно выполнение упражнений. Ими можно заниматься дома
Упражнения позволяют развить зрительное внимание, восприятие и память, способствуют улучшению навыка чтения и обогащают словарный запас. Родители могут выполнять с ребенком следующие действия:
- Использовать буквы-магниты. Из них родитель составляет слова, затем прикрепляет их друг к другу. Задача ребенка разделить их. Постепенно задания можно усложнить, составляя целую фразу.
- По очереди записывать слова, начинающиеся на последнюю букву предыдущего. Например: собака — альбом — мама — Англия — яблоко — облако — океан.
- Совместить упражнения с массажем. Ребенок должен лечь на живот, а его родитель чертить на спине буквы, слоги и слова. В этот момент включается воображение ребёнка, что позволяет ему легче осваивать навыки чтения и написания.
- Родитель должен рисовать вместе с ребёнком буквы, слоги и слова. Действия следует выполнять везде, где это возможно. Причем эксперты советуют выбирать необычные места. Буквы можно чертить на песке, запотевших стеклах, мелкой крупе или бумаге. Также их можно вырезать из бумаги, выкладывать или вышивать.
- Перед ребёнком рекомендуется выложить карточки с разными изображениями. Они должны быть подписаны с обратной стороны. Задача упражнения состоит в названии слов. Ребёнок при этом должен искать соответствующую картинку и читать название.
Проявив фантазию, родители смогут изобрести собственные упражнения, способствующие развитию навыка чтения. Однако коррекцию лучше производить совместно с логопедом. Постоянные занятия позволят улучшить состояние ребенка. Нужно помнить, что выполнение упражнений должно осуществляться систематически. В ином случае пользы от выполнения действий практически не будет.
Симптомы у детей школьного возраста
- Ребенок 5-7 лет: имеет проблемы с чтением, дифференциацией и различением подобных звуков по звучанию (например, в-ф, п-б), разделение слов на слоги также дается с большим трудом, практически отсутствует способность к запоминанию стихов и ориентации в пространстве и/или во времени.
- Ученик начальных классов: имеет проблемы с составлением более длинных речей, путает буквы похожих форм (например, а-о, и-м, р-я, г-т и др.), пропускает буквы, когда пишет под диктовку или переписывает текст с учебника, пропускает точки, запятые и другие знаки препинания, делает пунктуационные, грамматические и орфографические ошибки, пишет некрасиво, неразборчиво, не может выучить таблицу умножения.
Что мешает читать и понимать прочитанное?
Фундамент проблемы — нейрофизиология. Разумеется, ее можно нивелировать, но только до определенной степени. Еще считается, что у дислексии есть генетические причины.
После 130 лет изучения расстройства ученые в целом сходятся во мнении, что строение задней части левой средней височной извилины мозга — ее краеугольный камень. Еще один нюанс — это сбой в распределении функций между полушариями. Список причин завершает расстройство зрительного восприятия. У хорошо читающих людей глаза передают мозгу разные картинки. Т. е. информация от правого глаза слегка отличается от информации от левого. При этом один глаз имеет приоритет. Глаза же дислексика передают мозгу совершенно одинаковую информацию, и это мешает ее верно обрабатывать.
Симптомы состояния, на которые нужно обратить внимание
Существует несколько признаков, с помощью которых сами родители могут заподозрить, что у ребенка дислексия. При обнаружении у младших школьников или совсем маленьких деток хотя бы 2-3 симптомов из перечисленных, необходимо срочно обратиться к врачу и как можно быстрее приступить к выполнению корректирующих упражнений:
- Во время чтения (даже если это вывеска и буквы огромные) ребенок будет тереть глаза и косить.
- Такие дети быстро устают, отказываются от выполнения домашних заданий, неохотно читают.
- Малыш держит книгу очень близко к глазам, даже, если со зрением все в порядке.
- Ребята с дислексией нередко пытаются читать одним глазом, второй прикрывая рукой.
- Дислексия характеризуется тем, что ребенок пытается писать слова задом наперед.
- У таких детей очень неровный, некрасивый и неразборчивый почерк.
Помимо этого, в устной речи людей с подозрением на данную патологию тоже отмечается немало дефектов, связанных с произношением и сочетанием звуков. Их словарный запас очень скуден, они не понимают и не всегда правильно употребляют слова. Малышам сложно понимать прочитанное, а пересказ для них превращается в настоящую муку. Они нередко не запоминают звуки вообще или обладают зеркальным навыком чтения (читают справа налево).
Какие формы она принимает?
Первая — оптическая. В языках, базирующихся на кириллице или латинице, начертания букв не отличаются контрастным многообразием, т. е. все буквы состоят из похожих элементов, только расположенных в разных последовательностях. Ребенок с оптической дислексией путает буквы, т. к. для него они не имеют характерных черт, которые могли бы стойко врезаться в память.
Вторая форма — семантическая. За предложениями дислексик не видит текста, т. е. он различает символы, связывает их в слова, но не может разобрать семантику, смысл прочитанного.
Третья форма — аграмматическая. Ее обычные проявления выглядят так: «низкая стол», «бежевая плед». Т. е. суть здесь не в различении символов, а в согласовании слов. Точно такие же ошибки наблюдаются при аграмматической дисграфии. Что логично, для носителей разных языков она будет иметь уникальные черты из-за их грамматической несхожести.
Четвертая форма — фонематическая. При чтении ребенок путает глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные, читает медленно, по буквам, переставляет слоги.
И последняя форма — мнестическая, вызванная расстройством памяти. Мнестический дислексик не может запомнить, как связаны графический знак и звук, для него очертания символа выглядят абстрактно и неконкретно.
Виды дислексии и их характеристики
На сегодняшний день специалисты выделяют следующие типы патологии:
- Фонематическая. Характеризуется заменой правильных звуков схожими во время чтения. Ребенок не различает и смешивает все звуки, похожие на слух.
- Аграмматическая. Подобная дислексия сопровождается ошибками в произношении приставок, суффиксов слов, отсутствием ориентации в постановке падежных окончаний.
- Семантическая. Правильное чтение, при котором ребенок не понимает смысла прочитанного.
- Мнестическая. Малыш не может определить, какой звук соответствует конкретной букве, поэтому заменяет их при чтении.
Коррекция проводится в соответствии с особенностями выявленной проблемы, но в терапию обязательно входят и общие упражнения, способствующие оттачиванию у ребенка всех навыков, необходимых для грамотного чтения и письма, и устранению дискомфортных ситуаций.
Дислексия: наиболее важной является ранняя диагностика
Коррекция дислексии у младших школьников должна учитывать множество факторов. Но прежде всего необходимо вовремя диагностировать это заболевание, лучше на ранних его этапах. Не верьте, когда люди вокруг говорят о вашем ребенке, что он «слишком маленький для того, чтобы ставить ему диагноз» или что «он вырастет нормальным и здоровым, просто возраст такой». Нет, не возраст, нет, не вырастет. Дислексия – это заболевание, отклонение, которое требует вмешательства специалиста и особого подхода. Дислексию нельзя вылечить полностью, но ее можно исправить и значительно улучшить положение дел. Чем раньше вы заметите, что у вашего ребенка проблемы с написанием и чтением, тем легче будет ему помочь. Многое зависит от восприимчивости родителей и учителей. Если они видят, что учеба вызывает необычные проблемы у их детей — им не следует недооценивать эту проблему. Здесь как можно скорее нужно обращаться к специалистам в ближайшем психолого-педагогическом консультационном центре или психиатрической клинике для детей и подростков для лечения или профилактики дислексии.
Причины и профилактика дислексии
В основе дислексии лежит плохая способность распознавания. Ребёнок часто не способен запомнить звуки. Патология может характеризоваться нарушением понимания текста и его написания. В дальнейшем это приводит к возникновению проблем с запоминанием информации на слух, подбором подходящих слов и формированием речи в целом.
В формировании заболевания большое значение имеет наследственный фактор. Если у кого-то из родителей имелось нарушение чтения или расстройства в освоении школьных навыков, ребенка сразу же включают в группу риска.
Ученые исследовали патологию. В результате удалось выявить функциональные изменения головного мозга у людей, которые страдают патологией. При этом специалисты пришли к мнению, что патология является результатом кортикальной дисфункции из-за врожденной аномалии развития нервной системы и структуры головного мозга. Особую роль в причинах возникновения недуга и нарушения процесса объединения частей в единое целое играет и интеграция.
Большинство специалистов связывают патологию с особенностями функционирования левого полушария головного мозга и нарушением работы в участках, отвечающих за распознавание речи. Важную роль играет и изменение слаженности функционирования между этими областями. Подобное явление может возникнуть из-за разрыва соединения. Так, если имеет место быть дисфункция в области угловой извилины головного мозга, правого полушария и средней затылочной области, это может привести к возникновению проблем с распознаванием слов.
Ребёнок, страдающий дислексией, может испытывать и другие проблемы с чтением. При этом они существенно отличаются от симптомов, присущих заболеванию. Так, нарушения способны спровоцировать различного рода сложности в понимании речи. Иногда возникают зрительные проблемы и аномальное движение глаз при чтении. Эти явления к дислексии не относят. Однако вышеуказанные особенности так или иначе оказывают влияние на изучение слов.
Родители могут попытаться снизить вероятность возникновения патологии и последствий, к которым она приводит. Для этого необходимо проходить диагностические исследования, позволяющие определить нарушение как можно раньше. Присутствие симптомов может стать поводом для проведения курса логопедической и медико-педагогической коррекции. Дополнительно необходимо формировать функциональный базис навыков чтения. Для этого проводится работа в детском саду. Она возложена на воспитателей. Родители также должны заниматься развитием ребёнка.
Дислексия и одаренность
Бытует мнение, что это косвенное проявление одаренности. В этом, конечно, можно найти рациональное зерно. Хотя бы потому, что мозг может компенсировать недостаточное развитие одной способности выдающимся развитием другой.
В 2010 году ученые из Мидлсекского университета (Соединенное Королевство) провели эксперимент, чтобы подтвердить или опровергнуть связь дислексии и редких талантов. Тест сводился к анализу визуального восприятия и восприятия трехмерного пространства. В итоге выяснилось, что дислексики успешнее запоминают мелкие детали изображений и лучше воспроизводят разноцветные рисунки по памяти. Опираясь на эти выводы, можно даже сделать робкую догадку, что феноменальные художественные способности Леонардо да Винчи и Пабло Пикассо были связаны с их дислексией.
Различные формы расстройств
Специалисты различают несколько типов расстройств при чтении и письме. Они могут встречаться по отдельности или сочетаться вместе. Существует следующая классификация дислексии:
- собственно дислексия — трудности в свободном чтении, часто в сочетании с проблемами с письмом;
- гипердисклексия — неспособность читать и понимать прочитанное, несмотря на хорошее мастерство техники чтения;
- диспортография — трудности с освоением правильной орфографии (отсутствие грамотности на письме);
- дисграфия — проблемы с каллиграфией, так называемый «уродливый почерк», трудный для чтения;
- дискалькулия — трудности с освоением математики и устным счетом;
Как лечить?
Лечение дислексии — дело не сложное. Если у ребенка диагностируется дислексия после посещения психологического или педагогического консультационного центра, ребенок должен выполнять специальные упражнения в школе и дома, чтобы развивать у себя способности к счету, чтению и письму. В школе очень часто ребенок с дислексией имеет индивидуальный курс обучения, чтобы учитель мог уделять ему больше времени. Более того, индивидуальный курс может быть построен таким образом, что благодаря отдельным дополнительным занятиям ребенок не будет чувствовать себя застенчивым, ему будет легче учиться и фокусироваться, потому что вокруг него не будет сверстников, которые иногда могут быть не очень тактичными и позволять себе несколько язвительных и неприятных замечаний в сторону ребенка с дислексией.
Что делать, если есть подозрение на дислексию?
Самое главное – ни в коем случае нельзя паниковать. Если у вашего ребенка обнаружили дислексию, это не значит, что он хуже других. Детям с этим психическим расстройством, безусловно, нужна профессиональная помощь. Если дислексик не получает ее в школе и у него нет поддержки в лице родителей, трудности такого мальчика или девочки будут лишь усугубляться. Такой школьник перестанет учиться, будет обескуражен, мол, зачем беспокоиться, если больше “двойки” учитель все равно никогда не поставит. В конце концов, ребенок поверит, что он никуда не годится, что он бесполезный и неспособный и никогда не достигнет успеха.
Так рождаются комплексы, которые становятся причиной депрессии, неврозов и других психологических проблем, которые практически не оставляют шансов на правильное развитие такого ребенка.
Что такое дислексия?
Дети с дислексией путают формы и звуки, не различают похожие буквы и звуки, не распознают их по голосу, не видят различий на письме, поэтому не могут исправить свои или чужие ошибки. Не потому, что не умеют или не могут освоить простые правила орфография. А потому, что просто не видят этих ошибок. Детки-дислексики пишут одно и то же слово по-разному. Учителям в школе кажется, что ученику достаточно дать несложное задание (например, 10 раз написать одно слово), с которым справятся все. Между тем, человек с дислексией из 10 попыток может совершить три ошибки, пять, шесть, а может не совершить ни одной, зато на 11 раз ошибиться. Причины дислексии, как правило, кроются в генетике. Главное понимать: ребенок не виноват, он не делает это специально, причина его неуспеваемости кроется в его заболевании. Увы, многие учителя и родители не хотят этого понимать и продолжают унижать ребенка, ставить ему плохие оценки и убивать его внутреннюю веру в себя и свои способности.
Коррекция дислексии по типам нарушения
Расстройства зрения
Часто бывает, что у ребенка коэффициент умственного развития нормальный или выше среднего, но читает он намного хуже своих сверстников. При обследовании зрения у такого ребенка можно выявить какие-либо проблемы с бинокулярным зрением: не может сфокусировать оба глаза в одной точке либо глаза действуют не согласованно. В худшем случае такие нарушения приводят к тому, что ребенок путает слова и не может их правильно идентифицировать, в лучшем – испытывает дискомфорт даже после недолгого чтения.
Такого рода проблемы нельзя путать с нарушениями остроты зрения. Как правило, дети с нарушениями бинокулярного зрения и симметричного зрения имеют хорошую остроту зрения.
Родители должны помнить, что при проверке зрения ребенка с подозрением на дислексию обязательно нужно пройти полное обследование с проверкой бинокулярного зрения и другими специальными тестами. Потому, что просто проверка остроты зрения не даст никаких результатов.
Нередко можно встретить многих взрослых (от 20 до 30 лет), которые расскажут о том, что никогда не отличались хорошими отметками в школе, не любили читать и назывались «лентяями». Они могут вспомнить о том, что чтение вызывало у них определенные трудности и очень быстро утомляло их. А насмешки со стороны сверстников заставляли их вообще забыть об учебе и перестать выполнять домашние задания. При обследовании этих людей сегодня у большинства выявили проблемы с бинокулярным зрением. Все они говорили о том, что при любой возможности избегают чтения.
Чтобы не испытывать трудностей при чтении, используют очки и тренировку зрения. Процесс восстановления нормального зрения очень долгий, тяжелый и зачастую довольно болезненный процесс, который при средней степени тяжести заболевания дает положительные результаты уже через несколько месяцев. Однако для того, чтобы поддержать зрение на достигнутом уровне, понадобится использовать специальные очки.
Собственно дислексия (неспособность к обучению)
Чаще всего встречается дисфонезия («слуховой» тип дислексии). При данной патологии лечение ребенка направлено на обучение распознавания слова как целого. Затем применяют фонетический курс. Такая коррекция дислексии приводит в большинстве случаев к хорошим результатам и позволяет ребенку улучшить навыки чтения.
Дисэйдезия является полной противоположностью дисфонезии. При этом типе дислексии ребенок с трудом распознает слова как единое целое. Это сказывается на чтении. Оно становится медленным, так как ребенок буквально расшифровывает слова. Исследователи считают, что дисэйдезия обусловлена генетически и вылечить ее нельзя. Однако применение «обучающей» терапии может помочь каждому конкретному ребенку.
Для этих целей используют специальные курсы обучения чтению с помощью мультисенсорной методики интенсивного обучения. Однако это лечение не всегда приводит к успеху.
Разновидностью дислексии также является диснемкинезия, которая проявляется в некрасивом, корявом почерке и написании задом наперед букв и цифр. В данном случае главным является обучение ребенка отличию понятий «право» и «лево». Так как ребенок дезориентирован, он испытывает и трудности с чтением.
Причины возникновения состояния у детей младшего школьного возраста
Помимо генетической предрасположенности, которая фигурирует в большинстве научных работ по данной теме, дислексия может возникнуть на фоне следующих факторов, вызывающих мозговую дисфункцию:
- Анемия и заболевания сердца у беременной женщины, алкогольная интоксикация.
- Неправильное развитие пуповины.
- Затяжные роды, приводящие к асфиксии плода.
- Воздействие инфекции на головной мозг в период внутриутробного развития (краснуха, корь, грипп, ветряная оспа).
Совет: Не стоит ожидать слишком многого и от младших школьников, развивающихся в условиях педагогической запущенности, негативного речевого окружения или дефицита речевого общения. Только при постоянном контакте с адекватными и правильно изъясняющимися людьми ребенок получит все необходимые коммуникативные навыки.
Черепно-мозговая травма в процессе родов или уже после них.
Помимо этого, дислексия нередко диагностируется у детей, которым поставлен диагноз детский церебральный паралич, умственная отсталость, различные задержки психического развития.
Дислексия — не признак слабоумия
Иногда встречается точка зрения, согласно которой неуверенное чтение — индикатор слабоумия. Разумеется, это грубая ошибка. Первый задокументированный случай дислексии относится к 1887 году, когда немецкий медик Рудольф Берлин в своей работе рассказал о пациенте — мальчике с достаточно развитым интеллектом, но систематически ошибающемся при чтении. Ребенок уверенно и правильно мыслил, не страдал слабоумием.
Наконец, в 2011 году было доказано, что дислексия — это не проблема из области IQ и измерений общего интеллекта. Чтобы подтвердить эту гипотезу, ученые из Массачусетского технологического института провели нейрофизиологический эксперимент. Они пригласили 131 ребенка, от 7 до 17 лет. После непродолжительного теста на качество чтения и уровень интеллекта испытуемых разбили на три группы: хорошо читающие с нормальным IQ, плохо читающие со стандартным IQ и плохо читающие с низким коэффициентом интеллекта. Во время теста им показывали напечатанные словосочетания и спрашивали, зарифмованы они или нет. Параллельно запускалось магнитно-резонансное сканирование шести участков мозга, отвечающих за поиск соответствий между звуками и графическими знаками. Итог: у детей с дислексией активность этих участков была одинаково низкой, независимо от того, какой IQ был у ребенка, пониженный или нормальный.
Виды дислексии
Видов дислексии достаточно много. Классификация осуществляется по разным критериям. В зависимости от того, какую именно операцию человек не может выполнить в процессе чтения, выделяют следующие разновидности патологии:
- аграмматическая;
- мнестическая;
- семантическая;
- тактильная;
- фонематическая;
- оптическая.
Если у человека выявлена аграмматическая форма заболевания, у него наблюдается недоразвитие грамматического строя речи. Дополнительно присутствуют проблемы с синтаксическими и морфологическими обобщениями. Заболевание приводит к тому, что человек меняет число местоимений существительных, неверно употребляет глаголы 3 лица прошедшего времени, путает падежные окончания и неправильно согласовывает прилагательные и существительные. Обычно разновидность заболевания выявляется у лиц, которые страдают системным недоразвитием речи.
Считается, что у пациента присутствует мнестическая дислексия, если наблюдаются трудности с усвоением всех букв. Такой процесс обусловлен нарушением установления связи между конкретным звуком и соответствующей ему буквой.
При семантической дислексии наблюдается нарушение понимания прочитанного текста. При этом человек читает технически правильно. Подобное возникает из-за нечеткости представления о связи синтетического характера с трудностями, возникающими при синтезе звуков и слогов.
Тактильная дислексия возникает у слепых и слабовидящих детей. Причиной развития патологии становится нечеткость осязательного восприятия.
Фонеvfтическая дислексия наиболее развита среди школьников, проходящих обучение в младших классах. Патология характеризуется тем, что в течение 2-4 лет такие дети не могут научиться правильно читать. Некоторые ученики, у которых выявлено заболевание, с трудом усваивают буквы. Они не могут их складывать в слоги и слова. Другие дети легко учат их. Однако при чтении допускают большое количество ошибок. Это возникает из-за того, что буквы для них не являются обобщенным графическим знаком. Ряд экспертов уверен, что патология возникает в результате плохого фонематического слуха.
Оптическая дислексия констатируется в ситуациях, когда ребёнок испытывает проблемы с усвоением и смешением похожих букв. При этом буквы, которые путает пациент, могут различаться в одном элементе или состоять из однотипных, но по-разному расположенных в пространстве частей.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что фонетическая, семантическая и аграмматическая дислексия возникают из-за несформированности речевых функций. При этом причиной появления тактильный, монистической и оптической разновидностей заболевания выступает недоразвитость психических функций.
Как выглядит дислексия с фото
Внешне дислексия никак не проявляется. Дети с таким заболеванием могут ничем не отличаться от других. Проблемы у лица с таким недугом возникают в процессе освоения навыка чтения или восприятия прочитанной информации. Дети могут не понимать написанный текст, а также допускать ошибки при самостоятельном письме. По фото определить наличие патологии нельзя. Обычно она выявляется в процессе обучения.
Интересный факт. Среди больных патологией очень много известных личностей. Дислексией страдал Леонардо да Винчи. Он всю жизнь испытывал проблемы с чтением и особенно с письмом. Леонардо был левшой и писал слева направо. Ученые, изучавшие его рукописи, использовали зеркало.
Альберт Эйнштейн также страдал патологией. Он испытывал проблемы с обучением. Известно, что в школе он был двоечником. Однако не все знают, что подобное явление обусловлено не разгильдяйством, а особенностями развития.
Ганс Христиан Андерсен буквально не умел писать
Первые пробы пера привлекли внимание публики чудовищной безграмотностью. Над ошибками писателя смеялись, Однако это его не остановило
Изначально Андерсен сочинил сказку в голове, а в последующем изливал ее на бумагу. Известны случаи, когда издатели, потрясенные безграмотностью автора, возвращали рукописи обратно.
Еще одним дислексиком является Орландо Блум. В свое время родители поставили его перед выбором. Чтобы юноша мог получить мотоцикл, он должен был прочитать 50 книг. Однако выполнить поставленную задачу Орландо так и не удалось. Сегодня актер, осваивая новую роль, должен проделывать тройную работу. Ему сложно прочитать и выучить сценарий. Однако это не помешало Орландо овладеть французским и стать звездой мирового масштаба.
Патофизиология дислексии у детей
Дислексия имеет тенденцию развиваться в семьях. Дети с семейным анамнезом трудностей чтения или обучения подвергаются более высокому риску. Поскольку в головном мозге людей с дислексией были выявлены изменения, эксперты считают, что она развивается преимущественно в результате дисфункций коры, вытекающих из врожденных аномалий нервной системы. Подозревают наличие поражений, влияющих на интеграцию или взаимодействие конкретных функций мозга. Большинство исследователей соглашаются, что дислексия связана с левым полушарием мозга и ассоциирована с нарушениями в областях мозга, ответственных за языковые ассоциации (область моторной речи Вернике) и выработку звуков и речи (зона Брока). Дисфункции или дефекты в угловой извилине медиальной затылочной области и правом полушарии вызывают проблемы распознавания слов. Исследования показывают некоторую пластичность систем мозга в ответ на тренировку.